«СМЕРТЬ» ДЕТСКОГО АВТОРА?


Лейтмотивом постсоветского времени является драматическое заявление о том, что детское книгоиздание и детские литературные журналы ни живы ни мертвы, а точнее – стремительно угасают. Так ли это?

С одной стороны, в СМИ запускается «оцифрованная» и «ографиненная» аналитика, свидетельствующая о довольно активном (с поправкой на кризис 2008 – 2009 гг.) развитии детского сегмента издательского бизнеса и даже росте в последние годы доли художественной литературы в этой читательской нише [1]. С другой – приводятся данные о засилье иностранных авторов, отечественных классиков, неумелой интерпретации и переделке для детской аудитории классических произведений, издатели рассуждают о нехватке современных отечественных авторов, умеющих работать с читателями по новым стандартам (см., например дискуссию о детской литературе, организованную в марте 2012 г. издательством «РОСМЭН» [2]). То есть при видимости количественного роста, существует целый ряд качественных проблем.

Однако слышны и другие голоса [3], пытающиеся, с опорой опять-таки на цифры, лонг и шорт-листы многочисленных книжных премий («Новая книга Росмэн», «Книгуру» и др.) показать и доказать, что в детском книгоиздании отнюдь не так всё застойно – положительные тенденции есть: «классики» и «иностранцы» отступают, в детской литературе появляется всё больше новых имён, успешно работает ряд новых издательств, специализирующихся на детской и подростковой литературе. Раз их открывают, значит это кому-нибудь нужно? Вопреки пессимистическим прогнозам, культура чтения пока ещё не утрачена и издателям временами удаётся оттягивать детское внимание от развлечений и общения в Интернете.

Вывод: детская литература всё-таки жива. Но… книги в сторону, в этой статье – речь о литературных журналах.



«СЕРДЦЕ И РАЗУМ» ИЛИ КОШЕЛЁК? ОФФЛАЙН-ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ



В дореволюционный и советский периоды выпускалось немало журналов для детей и юношества, в том числе литературных, ставивших перед собой задачи образования, просвещения, эстетического и трудового воспитания юных читателей. Первый в России детский журнал, основанный известным издателем и просветителем Н.И. Новиковым, назывался «Детское чтение для сердца и разума» (1785 – 1789) [4]. Именно «сердце» и «разум» детей на протяжении двух столетий были маяками, на которые плыли издательства и редакторы (конечно, под указующим перстом и почти всевидящим оком адмирала Цензуры – царской и партийной).

А что сейчас? Если покопаться в различных каталогах и тематических сообществах (к примеру, Каталог детских ресурсов – http://www.kinder.ru/Welcom.asp, http://injournal.ru/lenta1.html?groupe3 – сервис для поиска журналов, http://detmagazin.ucoz.ru/load/440 – Библиотека детских журналов, http://det-magazines.livejournal.com/ – сообщество «Детские журналы» в ЖЖ, сообщество «Детские журналы» Вконтакте – http://vk.com/detmagazin и др.), можно без труда найти списки десятков и десятков периодических изданий для детей. Большинство журналов – продукт коммерческой деятельности: развлекательные, игровые, юмористические или самое большее литературно-развлекательные. Популярны журналы комиксов или манга, прикладные журналы для «девочек» и «мальчиков» или издания, посвящённые мирам определённых мультсериалов или компьютерных игр (например, журналы издательства «Эгмонт – Россия» – Winxs, серия «Дисней»). Иногда издательская продукция реализуется с сопутствующими товарами с фирменной символикой (игрушки, канцтовары, коллекции наклеек и т.п.). Не говорю, что это плохо – ведь и взрослые не только о политике и бизнесе читают, но и о кино и прочих культурных развлечениях, многие даже кроссворды-сканворды-судоку разгадывают и спортсводками интересуются.

Справедливости ради нужно отметить: есть целый ряд просветительско-образовательных (в том числе православных), научно-популярных, экологических журналов («Ларец Клио», «Филя», «Свирель», «GEOлёнок», «Галилео. Наука опытным путём» и др.). Однако литературно-художественный журнал в чистом виде, в котором публикуется качественная проза и поэзия классиков и современников, достойно оформленный талантливыми художниками, среди множества пёстрых журналов – редкая рыбка.

Советские брэнды «Мурзилка» (сайт – http://www.murzilka.org) и «Весёлые картинки» (сайт – http://www.merrypictures.ru), строго говоря, не являются литературно-художественными в чистом виде (включают, помимо стихов и малой прозы для детей, познавательный и развлекательный компоненты). Их объём и принципы подбора материалов не позволяют охватить разнообразные веяния в современной детской литературе и в достаточном объёме работать с новыми авторами.

Интересный по содержанию и оформлению детский литературный журнал «Кукумбер» (сайт – http://www.kykymber.ru) издаётся с 2000 г. К сожалению, из-за финансовых проблем (а у какого литературно-художественного журнала их нет?) он оказался под угрозой закрытия [5]. Редакция кинула клич в социальных сетях и тематических сообществах с просьбой подписаться на журнал. И даже занялась редакционной подпиской (ранее это издание можно было приобретать только по почтовой подписке или через подписные агентства, что могло запросто обернуться ситуацией, когда половина номеров просто не доходила до адресата – испытано на себе). Проводились онлайн-опросы на тему «Хотели бы вы подписаться на электронную версию журнала и сколько готовы за это платить?» (http://kykymber-ru.livejournal.com/25690.html ). А это демонстрационный образец одного из номеров в виде электронной книжки, которую можно «листать»: http://www.braylland.com/ebook_2012/KUKUMBER1/index.html#/46.

Перечислю ещё ряд «бумажных» литературных журналов для детей: «Костёр» – http://www.kostyor.ru/, «Юность» – http://www.unost.org/, «Детская газета» – www.detgazeta.ru, «Детская роман-газета» – http://www.hrono.ru/proekty/rg/detskaya.html, «Сибирячок» (региональный, г. Иркутск), «Настя и Никита» – http://book.foma.ru/, «Журнал сказок», «Путеводная звезда. Школьное чтение», журнал фантастики для детей «Серебряная стрела» – http://sstrela-journal.livejournal.com и др. «Творчество юных» (Санкт-Петербург) – издание, в котором публикуется литературное и художественное творчество детей.

Проект 2011 г. – альманах «Батискаф» – http://www.ba-tis-kaf.ru (ООО «Издательский дом Дорофеевой») оставляет приятное впечатление своим дизайном и содержанием, но пока вышло лишь два номера.

Показательно переиздание в том же 2011 г. годовых подшивок легендарного детского журнала «Трамвай» (1990 – 1995) в обложке за 1990 и 1991 гг., планируется репринтное издание и остальных номеров. Любимый читателями литературно-художественный журнал переживает второе рождение (или «тиснение»), демонстрируя тем самым, что детское издание, созданное коллективом талантливых авторов и не ради коммерческой выгоды, может пережить время, не превратившись в макулатуру.

Впрочем, издатели не оставляют попыток выпуска новых литературных журналов для детей: в 2012 г. стартовал иллюстрированный журнал «Тарарам». Возможно, его существование будет более долговечным.

Как правило, все ныне живущие детские литературные журналы имеют интернет-сайт, но обычно не предоставляют доступа к своим материалам (варианты: только анонсы номеров – «Мурзилка», «Весёлые картинки», часть материалов – «Костёр», тексты в формате html, выкладываемые с задержкой в полгода – «Кукумбер»). На сайте http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/Arch_Ch11.php выкладывались номера журнала «Читайка» в PDF-формате, однако с 2011 г. архив не обновляется.

В прошлом году в специализированном журнале «Переплёт», посвящённом проблемам детской литературы, была опубликована статья «Детский литературный журнал: дети, издатели и снова дети…» [6], автор которой пытался разобраться в нынешней ситуации в сегменте детских литературных журналов, понять причины их кризиса и обозначить способы их спасения. В числе причин упадка таких журналов:

– большие финансовые и организационные затраты при низкой окупаемости (по сравнению с популярной переводной продукцией);

– неготовность родителей платить за подписку (а она, кстати, для иллюстрированных журналов немаленькая) – стоимость одного номера журнала нередко приближается к стоимости небольшой иллюстрированной книжки в переплёте;

– отсутствие активной рекламы и продвижения (о таких журналах знает обычно узкий круг людей, эти издания не встретишь на полках магазинов, обычно единственный способ распространения – почтовая подписка) и т.д.

Региональный литературно-художественный журнал – дело ещё более безнадёжное в финансовом плане (единственный вариант – помощь местной администрации, епархии и т.д.), да и формировать проект, состоящий из творчества лишь местных авторов, которые будут вариться в своём «местечковом соку», не так уж интересно. На мой взгляд, сегодня любые региональные начинания должны перерастать в регионально-федеральные или общероссийские.

Вывод (неутешительный): оффлайн-издатель выбирает кошелёк.



В СЕТИ – ДЕТЯМ



Итог пессимистичен (пока): ни один здравомыслящий российский издатель не возьмётся выпускать «бумажный» некоммерческий литературно-художественный журнал, а если, по неопытности или из лучших побуждений, возьмётся, то вскоре поймёт, что это большая ошибка.

С каждым годом растёт и молодеет аудитория интернета [7], и это один из факторов появления сетевых литературно-художественных журналов для юных читателей. Тем более родители нынешнего поколения детей – сплошь люди современные, в электронике продвинутые, к Интернету приученные.

Пришло время сделать обзор действующих ныне сетевых литературных журналов.

«Электронные пампасы» (http://www.epampa.narod.ru) – «электронный журнал для детей и взрослых», главный редактор – писатель и учёный Юрий Нечипоренко. Сайт размещён на хостинге «Народ». Ничего мудрёного в вёрстке и оформлении, но главное ведь содержание, правда? Здесь публикуются детские авторы со всей России – известные и начинающие. Есть возможность размещать тексты и иллюстрации, правда читать при таких функциональных возможностях большие объёмы (циклы стихов и длинные рассказы и сказки) тяжеловато. Родители, детей пожалейте и распечатайте! Чёткого графика обновления журнала нет, материалы появляются по мере одобрения и размещения редакцией, ссылки отображаются в ленте новостей в обратном хронологическом порядке.

«Жёлтая гусеница» (http://adl-22.ru/ycp/?cmd=) – интернет-журнал размещён на портале Алтайского дома литераторов, главный редактор – детская писательница Анна Никольская-Эксели, родом с Алтая. Журнал выходит ежемесячно. Публикует стихи и прозу для детей. В каждом номере – рубрики, посвящённые обзорам современной детской литературы, интервью с детскими писателями, иллюстраторами и издателями и галерея работ известных российских и зарубежных иллюстраторов, оформляющих детские книги.

«Брайлленд» (http://www.braylland.com) – основатель – Леонид Брайловский, поэт, организатор и руководитель Международного творческого объединения детских авторов. Портал предназначен для сетевых авторов, занимающихся детской литературой. Издательство «Брайлленд» выпускает электронные журналы для детей «Брайлинка», «Зелёный кузнечик» и др. Предлагает коммерческие услуги по вёрстке и изданию электронных книг для детей.

«Белый мамонт» (http://www.belmamont.ru) – литературный портал для детей и взрослых, главный редактор – писатель и переводчик Геннадий Прашкевич, исполнительный директор проекта – детский автор Татьяна Сапрыкина. Есть раздел для детских авторов, периодически проводятся конкурсы, например, «Алискины рассказы». Довольно привлекательный в плане оформления и функциональных возможностей ресурс (комментирование произведений, размещение видео, анимации, аудио, т.е. мультимедийный компонент и др.).

В ходе сетевого мониторинга выявилось ещё несколько литературных порталов: «Картинки в паутинке» (kartinki.netslova.ru) и детские страницы литературного журнала «Русский переплёт» (http://www.pereplet.ru/detstvo) перестали обновляться, сказочный интернет-журнал «Почитай-ка» (www.cofe.ru/read-ka, не обновлялся с января 2012, хотя заявлен как ежемесячный) – контент довольно скудный, формируется стихийно.

С. Джунько справедливо говорит об отсутствии спонсоров у детских сетевых журналов, что делает весьма затруднительным развитие проектов [8].

Сетевой детский литературный журнал – чаще всего дело одиноких энтузиастов (коллектива энтузиастов, самое большее – общественной организации), которое быстро затухает в условиях технических, профессиональных и финансовых проблем.

Вывод: «Сердце и разум» – выбор сетевого энтузиаста-бессребренника (такие ещё есть).



ЧИТАЕМ, нет… СМОТРИМ, нет… СЛУШАЕМ… ИГРАЕМ СКАЗКУ!


Очевидно, что сетевые литературно-художественные издания для детей ещё не осознали всех своих возможностей и преимуществ по сравнению с «бумажными» (раз уж существование последних так печально).

Что электронные журналы могут предложить? По сравнению с печатными?

Возможно, само понятие «литературно-художественный журнал» применительно к интернетовским реалиям уходит в прошлое?

В первую очередь, обратим внимание на то, что в Сети «гуляет» множество отсканированных номеров печатных журналов для детей (например, можно найти и упомянутый «Трамвай», и современный «Кукумбер»). Их выкладывают и скачивают – бесплатно, конечно. Значит, они интересны читателям, но платить 1,5 – 2 тысячи рублей за годовую подписку люди не готовы.

Интернет-издания «Жёлтую гусеницу», «Электронные пампасы» и другие вошедшие в обзор журналы можно читать в html-формате. При этом чтение теряет нечто ценное – уникальный и неповторимый дизайн, иллюстрации (часто они вовсе отсутствуют), отрываются от текста и располагаются однообразными брусочками.

Вообще без обильных, красочных, разнообразных иллюстраций тексты детской литературы выглядят несколько обделённо. Не хватает креатива в использовании оформительских элементов, оригинальных шрифтов (то, к чему нас приучили хорошие бумажные журналы).

Вот если бы те же «Жёлтая гусеница» или «Электронные пампасы» выходили в PDF и загружались отдельными номерами… Можно было бы распечатывать каждый номер дома на принтере или – за умеренную по сравнению с нынешней стоимостью подписки цену – заказывать сброшюрованную распечатку на качественной бумаге (есть ведь уже и в России издательства, работающие по принципу print-on-demand). Но подобная вёрстка требует вмешательства талантливого пресс-веб-дизайнера (а талантливый дизайнер бесплатно творить не будет), усложняет и увеличивает работу по подготовке и формированию каждого выпуска.

Требуется наладить механизм коммерческого взаимодействия с издательствами, способными оказывать такие услуги (интернет-магазином может служить сайт самого журнала, где должна быть предусмотрена функция заказа печати того или иного номера).

Если выпуск детских печатных изданий происходит в соответствии с требованиями СанПиНа, регулирующими качество и особенности бумаги, краски, размера и гарнитуры шрифта и т.п., то в отношении детских электронных изданий подобные нормы практически не действуют. Масштаб электронной страницы с текстом можно настроить индивидуально, контрастность и яркость изображения также относятся к области индивидуальных технических настроек цифрового устройства (ПК, ридер и т.д.). Возникает проблема: как контролировать качество читаемых детьми электронных журналов (приобщение к электронике даже дошкольников – сегодня ни для кого не секрет), соблюдать гигиену зрения? – ответственность только на родителях, а создатели (не всегда достаточно профессиональные) контента могут раскрашивать текст во все цвета радуги? Есть и другие проблемы: мониторы не пахнут (краской), но излучают. Эстетическое воздействие полосных иллюстраций в печатной книге и на электронном устройстве (иллюстрация ограничена размерами экрана) будет явно не в пользу последних.

Портал «Брайлленд» предлагает читателям возможность читать с экрана свёрстанные в виде «брошюры» электронные журналы – по клику мыши листая, увеличивая страницы и т.д. Конечно, нововведение интересное и при этом доступное – многие ресурсы (причём на бесплатной основе или за небольшую сумму) позволяют конвертировать файлы в пригодные для такого просмотра форматы (Pressa-Online.com, DocMe и др.). При этом оформление журналов, создаваемых «Брайллендом», не свободно от ряда недостатков: довольно тёмный многоцветный фон страниц (градиентная заливка), затрудняющий чтение, однообразная брусковая вёрстка, непродуманная концепция иллюстрирования (сочетание разнотипных рисунков, случайных анонимных фотографий из Интернета).

Конечно, есть и примеры качественных электронных изданий, но это всё книги, а не периодика. К примеру Kinderbook (зарубежная компания, в России работает филиал) специализируется на детских электронных книгах http://www.kidsreview.ru/news/detskie-knigi-dlya-ipad-kinderbook-detskaya-biblioteka, http://www.kidsreview.ru/rubricks/knigi_dlya_detey_i_roditeley или издательство Clever. Эти книги (приобретаются за сравнительно небольшую цену, открываются с помощью специальных приложений для Android, iPhone, iPad) можно не просто листать, но ещё и слушать аудиосопровождение (книги озвучены профессионалами), т.е. читатель получает 2 в 1: аудиокнигу и более привычную «визуальную» книгу.

Аудиокнига, конечно, рассчитана на другой тип восприятия информации: дети, которые ещё не умеют читать, могут сначала просто слушать сказку и рассматривать картинки. Некоторые родители высказывают опасения, что технологичная книга разрывает связь поколений, заменяя детям живое обсуждение и чтение сказки выхолощенной и механически проигрываемой озвучкой, выполненной профессиональными актёрами (дескать, «книжка сама сказку рассказывает, компьютер воспитывает, а родители в стороне»). Но что мешает слушать сказку вместе и обсуждать её? И, признаем, далеко не все родители умеют читать делая правильные ударения, «с чувством, с толком, с расстановкой».

В нынешнем ассортименте представлено немало книг-игрушек, включающих звуковые элементы (звуки природы, голоса животных, запись детских песен и т.д.).

Вспомним, что на протяжении нескольких десятилетий выходил «звуковой журнал» «Колобок» (прослушивание на проигрывателе грампластинок с выпусками журнала – одно из воспоминаний моего «древнего» безкомпьютерного перестроечного детства) [9]. Вернее, журнал выпускался на бумаге, а в качестве приложений – пластинки, с которых звучали стихи и проза, песни, радиопостановки и др. Почему бы эти наработки советской журналистики не использовать для производства современных детских журналов, конечно с учётом актуальности содержания и технического прогресса? Ввести элементы интерактивного взаимодействия («дописывание» сказки читателями, декламация под музыку, онлайн-конференции с современными детскими писателями и иллюстраторами и т.д.).

Появление литературно-художественных аудиожурналов и видеожурналов (или аудио-видео), а точнее качественных мультимедийных проектов, совмещающих информацию разного формата и преподносящих интересное и некоммерческое содержание в современной, технологичной и коммерческой форме (с попутным активным продвижением в Сети) могло бы способствовать росту их популярности. К тому же если бумажные журналы быстро приходят в негодность (с глаз долой – из сердца вон!), электронные могут находиться в Интернете бесконечно долго, всегда готовые к услугам читателей.

Вывод: Детский литературно-художественный журнал в Сети должен стать высокотехнологичным и мультимедийным (с возможностью параллельного существования печатной версии, например по принципу print-on-demand).Чтобы выжить.




Литература

1. Доклад Константина Чеченева: «Доступность и востребованность детской книги» // Kidreader.ru. – Режим доступа: http://kidreader.ru/article/405; Детская литература может спасти российский книжный бизнес // Великая эпоха. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/58248/83.

2. Большой отчет! Продолжаем знакомство с общими итогами Дискуссионного клуба http://rosmanpress.livejournal.com/29418.html?view=496362#t496362.

3. Назаркин, Н. Циферки от паники // Переплёт: сайт журнала. – Режим доступа: http://vpereplete.org/?p=619.

4. Большая советская энциклопедия (электронная версия). – М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/83750/Детские; см. также: Руденко, И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2007. – С.188 – 204. На сегодняшний день существует ряд диссертаций, посвящённых отечественным изданиям для детей: Васнева, А.М. Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России: дис. ... к.ф.н. – М., 2006; Корнилова, В.В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX - первой половины XX века: Типология и эволюция: дис. … к. искусств. – СПб., 2002; Суздорф, Э.А. Журналы "Ёж" и "Чиж" в контексте советской детской печати 1920 - 1930 - х гг.: дис. ... к.ф.н. –М., 2011; Галияхметова, А.Ф. Литературно-художественный материал в татарских детских журналах начала XX века : дис. ... к.ф.н. – Казань, 2004; Алуева, М.А. Детская художественная иллюстрированная книга как синтез издания, искусства и средства эстетического воспитания: дис. ... к.пед.н. – Краснодар, 2010; Алексеева, М.И. Детские журналы советской России 1920-х годов как тип издания: дис. … к.ф.н. – М.,1968; Вологина, Е.В. Становление детской периодики в России: дис. … к.ф.н. – Краснодар, 2011; Полевина, Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников – читателей детских библиотек: дис. … к. пед.н. – М., 2003.

5. См.: http://kykymber-ru.livejournal.com/17589.html, http://chukfest.ru/press-center/cucumber1.htm.

6. Крестьева, А. Детский литературный журнал: дети, издатели и снова дети…// Переплёт: журн. – 2011. – № 1. – С.12 – 18.

7. См.: http://fom.ru/SMI-i-internet/10550, http://www.r-trends.ru/trends/social/social_531.html, http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10507.

8. Джунько, С. Детские журналы в Интернет // Релга: интернет-журнал. – 2002. – № 3. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=178&level1=main&level2=articles.

9. Звуковой журнал «Колобок» // Tvmuseum.ru: Музей телевидения и радио в Интернете. – Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4810.

М.А. Толстунова

Дата создания: 10 ноября 2012 в 14:37
Автор: Marina Del Finn