|
|
В нашем мире умение общаться очень важно. Это даже не подлежит сомнению. Но что делать, если ребенок стесняется находиться в компании своих сверстников, в детском саду чаще всего сидит в сторонке и один возится с игрушками… Давайте разбираться вместе!
Возрастная «застенчивость»
Есть ряд возрастных периодов, когда у малыша закономерно появляется страх перед незнакомыми, сильная привязанность к матери. Такое поведение даже нельзя называть застенчивостью в полном значении этого слова. До трехлетнего возраста каждый малыш проходит через несколько таких пиков «чрезмерной скромности». Первый обычно приходится на возраст 6–9 месяцев: малыш, ранее улыбкой встречавший новых людей, вдруг начинает при появлении чужих надрывно плакать, цепляться за маму и т.д. Бесполезно пытаться вразумить ребенка, необходимо дать ему защиту и безопасность, не оставлять наедине с чужими, и страх постепенно сойдет на нет.
Второй такой пик приходится на возраст примерно двух лет и обычно так же незаметно проходит через какое-то время.
Подобные проявления в более старшем возрасте уже являются настораживающим фактором.
Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся».
В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый».
Застенчивость как...
...отсутствие опыта, неумение разрешать сложные ситуации в общении.
Ребенок до трех лет рос в довольно закрытой семье и, по существу, общался только с мамой и папой, а потом пошел в детский сад, где встретился с множеством детей и взрослых. Можете представить – с каждым из этих новых людей ему нужно как-то выстраивать отношения, а он этого попросту не умеет делать. В новом круге общения возникает множество ситуаций, с которыми ребенок раньше мог никогда не сталкиваться: необходимость делить с кем-то игрушку, реагировать на агрессию, необходимость попросить чужого человека о помощи или привлечь к себе внимание и т.д.
Иногда дети реагируют на эту стрессовую ситуацию агрессией, иногда – застенчивостью. Если это ваш случай, важно целенаправленно учить ребенка общаться, вступать в контакт, разрешать конфликтные и другие сложные ситуации.
… отсутствие интереса, симпатии к собеседнику.
Будете ли вы считать себя застенчивым человеком, если вы не захотите общаться с соседями по поезду? Или, допустим, не пойдете на корпоративную вечеринку, если коллеги неприятны вам? Конечно нет, скажете вы, почему я должен общаться со всеми?
Почему-то, когда речь идет о ребенке, этот вариант часто забывается. Мы приводим ребенка на детский праздник и расстраиваемся, что он не хочет подружиться с новыми ребятами, сидя в сторонке. А ведь у ребенка, особенно старшего дошкольника и тем более школьника, уже сформированы интересы, симпатии. С кем-то ему интересно, с кем-то не очень, кто-то вызывает отторжение. Потому, если вы знаете, что в других ситуациях ребенок общается без проблем, если у него есть друзья, не нужно переживать и заставлять его общаться и дружить со всеми.
…проявление тревожности.
Если ваш ребенок тревожный, то это проявляется и в общении с людьми, особенно новыми. Что значит тревожный? Часто беспокоится, боится темноты, животных, ранимый, чувствительный, плохо спит. Можно понять, что застенчивость ребенка связана именно с его тревожностью, если он говорит:
«Мама, а что будет, если они не захотят со мной играть?», «А что будет, если воспитательница забудет меня взять на прогулку?», «А если они меня обидят?» и т.п. В таком случае для ребенка общение, контакт с другими людьми – это еще одна сфера, напряженная для него, насыщенная всевозможными страхами.
В этой ситуации нужно разбираться с причиной – детской тревожностью, поскольку застенчивость – лишь ее следствие. В такой ситуации стоит обратиться к детскому психологу.
…неуверенность в себе.
Это вариант более характерен уже для школьного возраста, однако встречается и у дошкольников. В норме в старшем дошкольном возрасте самооценка у ребенка – завышенная, то есть он должен считать себя «самым хорошим, умным, добрым, красивым» и т.д. Но в некоторых неблагоприятных ситуациях дошкольного детства и часто в школьном возрасте ребенок имеет заниженную самооценку. В таком случае ребенок начинает избегать общения, потому что ему кажется, что его не примут, будут обсмеивать и т.д.
…черта характера (самодостаточность, интроверсия, индивидуализм).
Застенчивость – не всегда симптом проблемы. Иногда за застенчивость принимают определенный склад характера ребенка. Все мы знаем, что есть люди, обращенные вовне (их называют экстравертами), и люди, обращенные в свой внутренний мир (их называют интровертами). Это свойство формируется уже в раннем детстве (а многие исследователи вообще считают его врожденным).
Таким образом, застенчивость вашего малыша может быть не связанной с какими-то проблемами, по которым он не может общаться. Возможно, он просто не хочет активно общаться, ему достаточно малого количества контактов и отношений с людьми. Это легко различить с помощью наблюдения, беседы с воспитателями и самим малышом. Ответьте себе на вопрос – ваш ребенок сидит в детском саду и читает книжку в уголке потому, что боится вступить в игру, не знает, как это сделать, или ему просто хочется посидеть одному и почитать книжку? Да, это может быть нехарактерно для большинства его сверстников, но он вполне имеет право на то, чтобы быть таким. Зачастую у ребенка-интроверта развиваются комплексы не на основе неумеия общаться, а именно на основе того, что взрослые фиксируют внимание на том, что он не такой, как все.
Конечно же, здесь важна грань. Если ребенок предпочитает быть один всегда, вообще не вступает в контакты в любых компаниях детей или взрослых и даже с родителями общается по минимуму, все это уже может быть симптомами детского аутизма. Желательно показать ребенка неврологу и детскому психологу для прояснения ситуации.
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?
Если у ребенка нет выраженных страхов перед общением, низкой самооценки, у него есть желание подружиться и общаться со сверстниками или взрослыми, но он не знает как, вы можете использовать некоторые нехитрые варианты помощи.
Если ребенок пришел в новую группу детского сада или другую детскую компанию и никак не может подружиться с ребятами, найдите игрушку, которую ему можно дать с собой. Важно выбрать такую игру, которой он смог бы заинтересовать других ребят, но при этом таким образом, чтобы они не могли просто забрать ее у него и играть сами. К примеру, это может быть увлекательная настольная игра на нескольких человек. Правила игры будет знать только ваш ребенок, а значит, он станет незаменимым человеком в компании.
Найдите сами в группе одного ребенка, с которым ваш малыш мог бы познакомиться и подружиться. Может, это будет ребенок, который также играет один, может, вы увидите, что у какого-то ребенка есть общие интересы с вашим. Предложите малышу направить свое внимание именно на этого кроху, он может просто подойти к нему и предложить поиграть вместе. Будет еще лучше, если вы сможете договориться с мамой/папой потенциального друга для того, чтобы скоординировать ваши действия.
Обязательно проигрывайте с ребенком трудные ситуации общения с помощью игрушек. Дети хорошо воспринимают и рассказы родителей из собственного опыта разрешения аналогичных ситуаций в общении в их детстве.
|