Мы уже говорили о существовании определенной закономерности: чем больше заботы и внимания родители проявляют к своему ребенку, тем лучше он развивается в психофизическом отношении. Родители — это источник, из которого он черпает.

Богатейший опыт в области взаимоотношений родителей с детьми отражен в народном фольклоре, вложен в религиозные заповеди, в самые первые из известных нам памятников письменности и печатные труды. Вспомните хотя бы бесчисленные поговорки о воспитании; «Учи дитя, пока Поперек лавки лежит, а когда вдоль лавки ляжет — поздно будет», «Маленькие детки — маленькие бедки, большие детки — большие бедки», «Маленькие детки спать не дают, от больших сам не уснешь»,..

В этих образных формулах заложена мысль, вполне подтвержденная современными научными данными. В раннем детстве организм ребенка очень пластичен, память — свежа, эмоции — ярки и подвижны. У малыша легко вырабатываются рефлексы, закрепляются привычки, усваиваются знания. Поэтому так важно начинать воспитание как можно раньше, буквально с первых дней жизни. •

Обобщить все то, о чем уже рассказывалось, можно в следующих кратких полезных советах:

1. Будьте открыты для своего ребенка. Не ленитесь, больше с ним занимайтесь, разговаривайте, пойте ему песни — и не обязательно только колыбельные; называйте цвета, рисуйте яркие картинки. Поддерживайте улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

2. Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее — чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние, отвлекающие внимание моменты. Малыш должен сосредоточиться на игре — и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно,ин растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой — руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

3. Воспитывайте ребенка собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не Совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, то учитывает ваши ошибки.

Помните, что ребенок — как губка, он впитывает все впечатления. Быть может, он еще не способен продемонстрировать запас своих знаний, но будьте уверены — кое-что отложилось.

4. Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Малыш должен знать, чего конкретно от него добиваются.

5. Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть. В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

6. Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам — они друг к другу очень близки. Азы упрямства — в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку — и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете — и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.

Игры ребенка — это очень серьезно.

7. Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен искушающими «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы, или папина зажигалка. Не окружайте ими ребенка, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, попытайтесь отвлечь его внимание чем-нибудь другим.

8. Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным, пугливым, несамостоятельным и нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

9. Ни в коем случае не следует ребенка пугать. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на него: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!» Или — в детдом, или — Бабе-Яге и т. д. Это вызывает в ребенке хроническую боязнь чужих людей — он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу-Ягу.

Дата публикации: 03 марта 2011 в 12:05
Автор: hellga