Ребенок с малых лет нуждается в общении: подрастая, он выходит за границы общения с взрослыми людьми, так как для нормального интеллектуального и социального развития ему необходимо общаться с ровесниками. Общение с другими детьми дает ребенку то, чему он не научиться у родителей – это общение на равных, взаимодоверие и умение дружить.

Маленького ребенка нужно учить заводить знакомства и поддерживать длительные отношения со сверстниками в группе детского садика, во дворе. Если ребенку 5-6 лет, а он не может назвать вам ни одного своего друга или у него их очень мало, то научите его, как нужно подходить к другим детям и завязывать с ними разговор. В развитии социальных навыков ребенка требуется помощь родителей, хотя отсутствие друзей может быть вызвано другими причинами. Бывает, что ребенок слишком робок или замкнулся в себе вследствие развода родителей или других стрессовых ситуаций. Естественно, что у дошкольника или ребенка младшего школьного возраста много друзей. Для них все дети, с которыми можно погулять и поиграть, становятся друзьями. Взрослея, ребенок оставляет себе небольшое количество друзей, с которыми его объединяют общие интересы, схожесть во взглядах и симпатии.

Родители одинаково переживают как отсутствие друзей у своего ребенка: «Почему он не пользуется популярностью среди сверстников?», так и друзей, которые не вызывают симпатии и доверия у родителей ребенка: «Как ты можешь с таким дружить? Что бы я вас вместе не видела!» Ваш ребенок старается разобраться, что его привлекает в других детях, хочет понять, где они правдивы, а где притворяются, он ищет доверительности в отношениях. Так и другие дети оценивают вашего ребенка, чем он может заинтересовать их, изучают его хорошие и плохие качества.

Любому ребенку необходимо поделиться с другими детьми своей радостью (новой игрушкой, велосипедом) или неприятностью. По тому, как ему посочувствуют, какой отклик в душе другого ребенка найдут его переживания, он и выбирает друзей. Не страшно, если спустя какое-то время отношения прервались, а ваш ребенок нашел нового друга. Детям тоже свойственны разочарования в людях, кто-то опережает в развитии, но в любом случае динамика общения позволяет накопить эмоциональный опыт.

Почему происходит так, что ребенок выбирает в друзья полную противоположность себе? Вдруг робкий и неуверенный в себе мальчик стал проводить время в компании дворового хулигана, а прилежная девочка-отличница стала «не разлей-вода» с вульгарной и плохо воспитанной девицей из соседнего подъезда.

Но все происходит не случайно. Часто ребенком движет желание видеть в друге те качества, которые отсутствуют у него. Такие друзья привлекают своими поступками, увлечениями, через таких друзей ребенок пробует измениться сам. Ребенка может притянуть агрессия в поведение товарища, если дома с ним слишком строго и жестоко обращается папа. Посредством дружбы ребенок научится лучше понимать своего отца и справляться с ним. Любой выбор друга – это, прежде всего, удовлетворение собственных нужд и потребностей. Поэтому, сколько бы родители не препятствовали такой дружбе, они могут проиграть эту битву. Ребенок сделал такой выбор вследствие неуверенности в себе и внутреннего дискомфорта, а запрещая дружить, вы расцениваете выбор своего ребенка, как неудачу, усиливая его негативное состояние. Дети, которым хватает родительской любви и доверительных отношений, никогда не сделают столь «экстремальный» выбор. С ранних лет укрепляйте в ребенке веру в себя, в свои силы, проявляйте в общении с ним сочувствие и помощь. Создавайте ребенку условия для дружбы, разрешайте ему приводить в дом друзей, организовывайте ему детские праздники, запишите его в спортивную секцию или кружок.

Дата публикации: 16 марта 2011 в 12:53