|
|
Ходить или не ходить?
Для большинства современных детей посещение детского садика такая же необходимость, как и отбывание приговора у старого рецидивиста. Почему-то у многих людей как аксиома вбита в голову мысль, что садик - неотъемлемая часть жизни ребенка.
Ходить или не ходить?
Оно понятно, в советское время, когда была статья за тунеядство, мама по прошествии трех лет просто обязана была выйти на работу, а ребенка - куда еще девать, кроме как в садик? Бабушки же тоже обычно работали…
Сейчас у части мам есть возможность не работать, тем не менее, ребенка в садик отдать стараются все равно - "так принято".
Вообще, у темы "надо - не надо ходить в садик" сторон много.
Первое. Мама выходит на работу, а бабушки нет, и няня не по карману. Да и просто - так дешевле (с нового года обычная группа будет стоить в зависимости от категории садика от 900 до 1300 рублей).
Второе. Мама хочет иметь возможность гулять, заниматься домом, а единственное чадо висит на маме, как банный лист. Потому что ребенку крайне важно общение, и с кого, как ни с мамы это общение трясти? К вечеру бедная женщина может биться в истерике: "Я не хочу смотреть, как ты прыгаешь с табуретки! Не скачи по дивану! Поставь на место сахарницу! Хватить парить мозги у мультиков! Я не знаю, какого цвета гром! Сто раз тебе объясняла, что кошки не несут яйца! Не пойдешь ты в гости к Маше, потому что она в садике!" Тут поневоле согласишься на что угодно, лишь бы побыть в тишине.
Третье. Мама хочет, чтобы ребенок "развивался, общался, готовился к школе". Дело хорошее, вот только трехлетнему общения в режиме "весь день" пока многовато. Да и к школе не во всех садиках готовят так, как надо.
Четвертое. "Ну так ведь все в садик водят - как же без садика-то?"
Ну, положим, не все. В настоящее время в Тюмени очередь на садики в пределах 400 человек. И еще есть люди, которые даже не вставали в эту очередь - кто по причине "не хочу в садик", кто просто не верит, что очередь подойдет раньше, чем ребенок пойдет в школу.
В ряде перегруженных садиков не набирают группы младше трех лет: дело в том, что до трех лет мама может сидеть дома, и ей за это ничего не будет, а вот если она не выйдет на работу, когда ребенку исполнится три года - могут уволить как дважды два. Поэтому заведующие из двух зол выбирают меньшее, и стараются хотя бы работающим женщинам помочь сохранить за собой рабочие места.
Все несадичные дети угрюмы и противны?
О садиках есть немало мифов.
Скажем, считается, что ребенок, не ходивший в садик, потом не сможет общаться в школе, да и к режиму школьному не подстроится. Не считая нескольких знакомых, у которых ни дня не пробывшие в садике дети стали лидерами в классе, могу в качестве примера привести свою дочь. Я ни разу не вставала утром с такой радостью - ни в школу, ни в садик. То есть еще в садике надоело подниматься ни свет ни заря, и школьное утро было продолжением садичной пытки. Эта же семилетняя дама неделю школьного лагеря вставала сама, одевалась и подходила только чтобы сказать, что за ней зашли соседи, и надо ей 130 рублей на цирк.
Также считается, что ребенок должен ходить в садик, чтобы переболеть всеми известными болезнями, и потом не болеть в школе. Не знаю почему, но я и три мои подруги ветрянку перенесли только в школе. А от краснухи, свинки и кори всем ставят прививки. От ангины и ОРЗ нет ни прививок, ни иммунитета - так какой смысл ослаблять детский организм постоянными болезнями?
Еще говорят, что ребенок стремится только к коллективу сверстников. В общем, люди вообще народ общительный, и в любых условиях два ровесника тянутся друг к другу. Достаточно посмотреть, как годовалый ребенок "разговаривает" с лялькой на упаковке каши или на обложке журнала. Но наиболее прогрессивные методики типа системы Монтессори считают, что для полноценного развития ребенку нужен разновозрастный коллектив - как в семье.
Конечно, если ребенок один, не посещает ни кружков, ни студий, ни всяких развивающих центров, то он будет эмоционально беден, и в будущем у него на самом деле могут быть проблемы в общении. Но по собственному опыту знаю, что всовывание ребенка в садик по принципу "кинули в воду - плыви" тоже мало способствует умению общаться. Во всяком случае, я со своими детьми больше обсуждаю проблемы поведения их или их друзей (полчаса поговорили в поликлинике, и уже есть, что обсудить!), чем это делали мои родители, считавшие, что в садике мы сами по себе учимся общаться.
Да, ребенку нужен коллектив, и ему нравится чувствовать себя частью коллектива. Он перенимает обычаи коллектива, слова, привычки - чаще, к сожалению, не самые лучшие, потому что матерятся дети с большими эмоциями, чем здороваются. А запоминается именно эмоция. Конечно, неприятно, когда несадичный ребенок матерится - значит, это перенял он у папы или дедушки. Но этот же папа может легко исправить ситуацию, если скажет: "Сын, я был неправ, так говорить нехорошо". А какими словами вы перевесите непререкаемый авторитет Кольки Сидорова, который всех бьет, матерится, как последний грузчик, и любит всех, кто ему подражает? Ведь с Колькой ребенок проводит большую часть дня!
Недавно на детском празднике услышала быстрый шепот ребенка, пришедшего в гости: "А давайте пойдем и взрослым что-нибудь устроим!" - "Что?" - поинтересовалась несадичная девочка. - "Ну, чтобы весело было, а они ругались!" - "Нет, у нас в семье так не принято", - вздохнула девочка.
Они друг друга не поняли. Возможно, это плохо для школы, но это здорово с точки зрения человеческой. Мальчик отождествлял себя с коллективом детей, и этому коллективу противостояли взрослые со всеми их ценностями, праздниками и т.п. Девочка чувствовала себя частью семьи, и против ее семьи могли быть только другие семьи, вне зависимости от возраста и пола.
Как перестать волноваться и отдать ребенка в садик
Обычно детям хватает общения в группах кратковременного пребывания (по закону все дети от трех до семи лет имеет право на определенное количество бесплатных занятий в течение года, так что выясните этот вопрос в ближайших к вам садиках или муниципальных детских центрах).
Но есть еще одна проблема, с которой сталкиваются те, кому необходимо отдать ребенка в садик, чтобы, например, выйти на работу. Эта проблема - личный страх мамы.
Постоянно по телевидению и из газет мы слышим о том, как детей продают на органы, как они гибнут в авто и авиакатастрофах, как их заставляют сниматься в порнофильмах; дети погибают на пожарах, во время терактов, да и просто от рук больных на голову или наркоманов. Сложно убедить даже саму себя, что эти случаи не так часты, как о них говорят. И такое отношение к садику, хоть и имеет под собой некоторые реальные основания, но все же говорит об очень высоком уровне тревожности, в связи с чем мама слишком уж оберегает ребенка от жизни.
На что важно обратиться внимание, если вы все же решили отдать ребенка в садик?
Чтобы успокоиться самой (или наоборот - реально заволноваться и найти для ребенка более подходящее место) - посетите садик, поговорите с другими родителями, с воспитателями, с директором.
Все проблемы общения лучше решать на этапе их возникновения, а не когда избиение вашего чада станет нормой для других детей. Ребенок, конечно, перенимает многое из семьи, но далеко не всегда именно родители отвечают за поведение малыша. На моей памяти был случай, когда двухлетний мальчишка искусал до кровавых синяков одногруппницу. Мамы друг другу чуть волосы не повыдирали, но объясните мне - где все это время была воспитательница? Ведь 17 синяков - это не один провороненный укус. Девочка явно при этом не молчала. Так плевать было воспитательнице или ее просто в это время не было в группе? А ведь маленький ребенок может умереть даже от болевого шока.
Обратите внимание на качество пищи (кое-где из экономии и других причин готовят в основном кашу и лапшу), качество занятий (тоже история из журналистского опыта: дети полтора года рисовали травку), прогулки (дети должны гулять два раза в день, кроме случаев урагана и сильного мороза), качество дополнительных занятий (иногда под видом английского языка ведется реклама сект, а логопед просто "набирает часы, чтобы получать нормальную пенсию"). Вот тоже - написала, получается, одну чернуху. Конечно, есть хорошие садики, из которых выходят хорошие дети. Но это на Западе быть педагогом-дошкольником престижно и выгодно. У нас же найти хорошую воспитательницу для многих становится наиважнейшим делом нескольких месяцев. Ведь вы доверяете постороннему человеку самое дорогое - своего ребенка, вашу опору в старости; доверяете воспитание члена вашей семьи. И ведь так важно, что все-таки получится в результате ваших совместных педагогических усилий…
|