|
|
Родители днем работают, дети учатся. Их контакт возможен только вечером. И какой он будет поверхностный или глубокий зависит от мамы и папы. Очень часто беседы по душам не получается. Родитель автоматически командует «быстро спать», предупреждает «еще раз повторится – накажу». Успевает прочитать нравоучения «ты должен помогать родителям», не приносящие никакой пользы. Дети пропускают их мимо ушей, так как постоянно слышат, чувствуют, что это просто дежурные фразы уставших родителей. А еще родители любят давать советы, о которых дети не просят, «я бы на твоем месте…». Эти наставления дают понять ребенку, что он еще маленький, неопытный, а ему хочется самому принимать решения и не чувствовать давление взрослых.
Чтобы помочь родителям и детям найти взаимопонимания психологи разработали новый тип общения – это метод активного слушанья. Когда у ребенка неприятности, или с ним обошлись несправедливо, или ему больно, или страшно надо дать понять, что вы догадываетесь, какие чувства он испытывает. Например, дочь поссорилась с подругой, а вы ей заявляете «ничего страшного, помиритесь». Говоря так, вы оставляете ребенка одиноким в своем переживании, лучше сказать: «Маша, я понимаю, что ты огорчена этой ссорой». Ребенок поймет, что взрослый уважает его чувства и готов слушать, начнет доверять ему и раскроет свои страхи и переживания.
Если ребенок огорчен, не следует задавать ему вопрос «что случилось?», который часто отталкивает, и ребенок раздраженно отвечает - «ничего».
Лучше озвучить свой вопрос в утвердительной форме.
Фраза «что-то произошло…» дает понять, что родитель готов слушать о случившемся и сопереживает. Всего лишь измененная интонация настраивает на откровенность.
Очень часто, родители, разговаривая с ребенком, не выдерживают паузу. Идет монолог родителя, а надо вести диалог с ребенком и давать ему достаточно времени на свои высказывания.
Нельзя беседовать второпях.
Если ребенок чувствует, что мама и папа не спешат и готовы его слушать, то может добавить еще что-то к своему рассказу.
А как же взрослые? Они тоже имеют право показывать свои чувства. Не надо держать их в себе.
Если поведения ребенка вызывает обиду, гнев, раздражение, не надо сохранять спокойный вид.
Поза, жесты, интонация все равно выдадут сильное волнение. Необходимо сказать ребенку о своих чувствах. Сделать это надо так, чтобы не оскорбить, не унизить и, в то же время, донести до ребенка свое состояния. Для такого сообщения родителю важно говорить о своих переживаниях от первого лица, не переходя на личность ребенка. Например, «мне не нравится громкая музыка, я от нее устаю» вместо фразы «опять ты включил музыку на всю катушку, немедленно сделай тише». Ребенку дают выбор самому принять решение. И он начинает учитывать ваши пожелания.
Итак, чтобы конструктивно общаться с ребенком, надо выделять время для общения, научиться понимающе его слушать, и быть терпеливым. Уметь выражать свои чувства так, чтобы не разрушить отношения с ребенком.
И тогда дети, и родители будут друзьями. Не об этом ли мечтают все папы и мамы.
Автор статьи: Светлана Владимировна
|