|
|
Череда праздников и торжеств заставила многих родителей поломать голову над тем, какую игрушку выбрать для своего чада. В будни этот вопрос не перестает быть актуальным, ведь новая игрушка – это всегда море радости, эмоций и озорного смеха! А уж если игрушка по-настоящему заинтересует малыша, у родителей будет возможность немного отдохнуть от неугомонного «почемучки», у которого появится новая задача для разрешения.
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.), невиданные даже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.
1. Простота и доступность.Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но – подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать — возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия
невозможно. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.
2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствиеинтересамсамогоребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.
Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.
Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте,
чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытостьдля разнообразныхдействий, гибкостьи простота— важное требование для хорошей игрушки.
3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.
4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этическийаспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.
При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.
Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью.Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность»игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.
Кроме того, важным достоинством игрушки является её связьскультурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево - посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать техническиекачестваигрушки. На первый план здесь выходят прочностьи безопасность.
Конечно, покупку детской игрушки лучше всего совершать в специализированных магазинах или хороших интернет-магазинах (например в таком: http://kidobo.com.ua). В подобных местах риск некачественной покупки значительно ниже. А вот от покупки в переходах метро, на рынках и т. п. местах, стоит воздержаться, даже если игрушка привлекает вас низкой ценой. Такая экономия может обернуться переживаниями по поводу приобретённого товара и невозможностью её возврата из-за поздно обнаруженного плохого качества. При покупке игрушки в магазине не забывайте на первое время сохранить чек.
Самое главное, но что необходимо обратить внимание при выборе игрушки, это конечно на её качество. Мягкие игрушки не должны оставлять на руках мех, швы должны быть крепкие, как и сами детали. Модные мягкие игрушки с гранулированным наполнителем должны иметь два слоя удерживающего его материала. Все игрушки должны быть прочными, хотя это и сложно точно определить на первый взгляд, но повертеть и потрогать игрушку в руках перед покупкой необходимо. Чтобы окончательно убедиться в качестве покупки обратите внимание, есть ли на упаковке или ярлычке мягких игрушек знак ГОСТа. Также к игрушке должна быть указана такая информация, как производитель и инструкция по уходу. Вся информация должны быть написана на русском языке.
Возраст - основной критерий при выборе игрушек. Конечно, то, что понравится малышу, не сможет заинтересовать дошколенка. Возрастные ограничения всегда указываются на упаковке. Если подобной информации нет, то от покупки стоит воздержаться т. к. подобным образом можно не только определить возможный интерес к конкретной выбираемой игрушке, но и безопасность. Игрушки для малышей не должны содержать мелкие детали или острые углы, а вес самой игрушки также определяется возрастом ребёнка. Кстати на размер игрушки стоит обращать больше внимание. Некоторые родители любят покупать слишком большие мягкие игрушки, не учитывая при этом возраст ребёнка. Обратите внимание, что даже малышу может хватить сил уронить такую игрушку т.к. они редко отличаются повышенной устойчивостью, но если игрушка упадёт на ребёнка и закроет дыхательные пути, не у каждого малыша хватит сил освободиться от такой «ноши»! Также конечно стоит обращать внимание и на другие крупные игрушки, которые могут упасть на маленького ребёнка и поранить его.
Выбирая игрушку, не забывайте, что она должна вызывать положительные эмоции у ребенка, способствовать формированию верного представления об окружающем мире и хорошего вкуса. Именно поэтому не рекомендуется покупать зеленого слона или ужасное чудовище из мультфильма. Обращайте внимание и на развивающие игрушки. Игрушка должна способствовать закреплению уже освоенных навыков у ребенка и развитию новых навыков и умений. Помните, что умный выбор игрушки – это умный ребенок!
Для маленького человечка игрушка – нечто большее, чем просто забава. Это самый первый настоящий друг, который знакомит его с окружающим миром. А к выбору друзей нужно относиться очень серьезно. Помогите ребенку обрести друга, который многое даст ему и научит хорошему!
И запомните: ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, в которой сообщается на ее упковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.
|