|
|
Если говорить про вальдорфскую тему, я стала ее целенаправленно использовать примерно с 1,5-2 лет. Тут стоит отметить, что вся педагогика, которая подробно описана в вальдорфских книгах - она направлена на возраст с примерно с 2,5-3 лет. Поэтому, я считаю, что не стоит до этого возраста особо усердствовать с четкими именно вальдорфскими занятиями и стараться составлять какое-то расписание. Вполне достаточно мягко вплетать в свои дела занятия с ребенком по мере необходимости. Идеально, если у вас уже есть старшие дети, с которыми вы занимаетесь и тогда вы просто продолжаете делать то, что делали. У меня пока один ребенок, поэтому расскажу как это было у меня.
РИТМ. Прежде всего, я не поддерживала четкий ритм недели в этот возраст ребенка. Был гибкий ритм, но я скорее исследовала самого ребенка и старалась его ритм поддерживать. Наблюдала, когда происходит смена активности на отдых, сколько времени подряд ребенок может проводить в свободной игре без моего участия, какой длительности сон и так далее. У всех это по-разному, не буду специально называть усредненные параметры. Понаблюдайте, и вы сами поймете, как наилучшим образом организовать домашний быт, свои делали и совместные дела с ребенком, чтобы одно другому не мешало.
УСВОЕНИЕ НАВЫКОВ. К году сын освоил самостоятельное хождение, стал активнее проявлять интерес к маминой еде. В связи с этим появилось желание участвовать в приготовлении пищи, исследовать, осваивать пространство вокруг.
Примерно к полутора годам у сына началось активное усвоение бытовых разных навыков: мог мыть посуду со мной очень долго, начал помогать с приготовлением еды, мыть пол и тому подобное, любил подолгу переставлять бутылки и банки по дому. Сейчас сыну 2,4 года, ко всему этому он гораздо спокойнее относится и больше любит заниматься своими делами, когда я готовлю или прибираюсь, а тогда он во все влезал и хотел во всем всегда участвовать. И я предоставляла такую возможность: ставила широкий тяжелый устойчивый стул или скамью со спинкой и сын рядом "мыл посуду". Или давала тряпочку и сын тер пол. И так далее.
Из тех занятий, что были больше похожи на занятия с ребенком: это были ЛЕПКА из соленого теста, игры с ВОДОЙ во всех вариациях, игры с ПЕСКОМ и сыпучими материалами (рисование на манке и молотом кофе), разные действия с МАТЕРИАЛАМИ: сматывали-разматывали клубки, из крупных бусин собирали бусы, рвали бумагу, теребили солому и т.п.
РИСОВАНИЕ И ЖИВОПИСЬ. В возрасте 1-1,5 года (или даже раньше) многие дети начинают проявлять интерес к краскам, точнее к исследованию этих материалов. Не стоит ждать от них каких-то определенных действий и изображений. Лучше рисовать звуки, ощущения, не конкретные формы. Например, пропевая потешки, искать какие линии возникают при звуке "а", "о" и так далее. Рисуйте сами что вам хочется и просто предоставьте ребенку акварельные краски - пусть наслаждается цветом как он есть.
Достаточно 1-2 цвета в жидком виде (желтый-красный-синий), большую щетинную кисть (20-22 размера) или пальчиковые краски (их легко можно сделать из муки, воды, соли и пищевых красителей) и акварельную бумагу А3. Малыш с большой вероятностью будет пробовать на вкус, долго теперь в руках краску, бултыхать кисточкой в банке с водой. Не стоит переживать, если до листа бумаги он краску так и не донесет. Процесс исследования в любом случае происходит, даже если он будет длиться всего 5 минут. У меня сын стал больше внимания уделять именно листу бумаги только к 2 годам))
Если вы хотите дать графический материал для рисования - не давайте фломастеры, обычные цветные карандаши. Лучше всего подойдут короткие толстые натуральные восковые мелки. Или карандаши, но очень мягкие, толстые и треугольного сечения для соответствия маленькой детской ручке. Еще раз - не ждите от ребенка конкретики при рисовании - для него время "каракуль" и они для него очень ценны и важны. А если малыш совсем не проявляет интереса к рисованию и краскам - отложите на пару месяцев - попробуете позже. Всему свое время.
СКАЗКИ. Это период, когда ребенок не очень долго держит внимание на том, что вы ему рассказываете, поэтому проще всего либо брать только коротенькие потешки с жестовыми играми или если сказки - то короткие и с повторами вроде "Петушок и бобовое зернышко", "Репка" и т.п.
СВОБОДНАЯ ИГРА. И самое главное - это свободная игра. Это время, которое ребенок самостоятельно осваивает, проигрывает все, что у него накопилось за день и требует проживания. Это без вмешательства взрослых. И с самого начала я наблюдала, сколько времени сын может уделять сам себе внимание. В 1-1,5 года чаще всего сын играл рядом со мной, пока я вязала, шила, рукодельничала, либо когда общалась за чаем с другими мамами, а дети в это время придумывали какое-то свое общение. И постепенно это время стало увеличиваться. И именно эти промежутки очень важны как для здорового развития ребенка, так и для эмоциональной отстройки мамы. Я в такие моменты не бежала и старалась развлечь игрушкой-книжкой-мультиком, не навязывала действия, я предоставляла ребенку самому выбирать, что ему нужно. И только иногда подкидывала идеи на выбор: показывала какие интересные камушки в тазики насыпаны, или какие необычные бусины лежат в корзинке и тогда сын переключался снова в самостоятельный режим. И только после того, как он полностью насыщался своей свободой, он приходил ко мне, чтобы уже напитаться моим вниманием и общением.
И самое главное в этом возрасте (да и в целом до 7 лет) - маме самой заниматься тем, чем ей нравится, например, рукодельничать с подругами - тогда ребенок через подражание будет развиваться самым наилучшим образом
|