|
|
Многие родители ошибочно полагают, что проблема детской зависимости родилась в эпоху интернета. Если так можно выразиться, то зависимость не зависит от наличия или отсутствия интернета. Фиксация на интернете или компьютерных играх – лишь одна из многочисленных форм проявления зависимости как модели, как способа обходиться с реальностью.
Корни зависимости, как правило, в трех основных источниках:
1. В сильной психологической зависимости от родительских фигур, в сформированной с раннего детства привычке подчиняться. Многим родителям очень нравится, когда их дети максимально послушны, не имеют своего мнения, абсолютно подчинены авторитету. В этом случае, они управляемы, подконтрольны, «прозрачны» для родительского ока.
Психологическая зависимость от другого человека, в данном случае, от взрослого, ведет к формированию зависимого поведения, поскольку, если родитель так или иначе подчинил ребенка своей воле, он не позволил сформироваться собственной воле ребенка. Если заставил служить своим целям и потребностям, то у ребенка проявятся явные затруднения с собственными целями или потребностями.
У него не будет собственной позиции (которая формируется с самого раннего детства, а не «когда вырастешь»), своего мнения (которым начнут интересоваться еще в школе), своих желаний (которые всегда есть, но могут быть задавлены вплоть до депрессивных состояний), целей (о которых родители непременно спросят, когда придет пора отвечать на вопрос «кем быть, каким быть»), мотивов, задач. Только родительские.
И вот на этом самом месте начинают появляться многочисленные искушения: уйти в компьютерную зависимость, игровую, интернет-зависимость, и далее – более страшные и разрушительные виды зависимостей (алкогольную, наркоманию, трудоголию, переедание и так далее) как попытка заиметь хоть какой-то кусочек своей жизни, как попытка спрятаться от служения и подавления. Как попытка организовать себе реальность, в которой ребенок свободен и хоть каким-то образом получает то, что хоть как-то похоже на его истинную потребность.
2. В замене внутреннего контроля ребенка внешним контролем родителя.
Традиционная ошибка тех, кто наблюдает и начинает бороться с чужой зависимостью, – это попытка контролировать что-то за другого, за того, кто пьет, играет или сидит в интернете. Договариваться о сроках пребывания в интернете или за компьютером сложнее, чем просто запретить, выдернуть шнур, накричать, осудить, унизить.
Родитель, борющийся с компьютерной зависимостью ребенка через усиления контроля за ним, путает причину и следствие. Борется с симптомом, а не первопричиной.
Первопричина же в том, что жизнь ребенка не достаточно разнообразна и наполнена. У него нет хоть каких-то способов и форм, чтобы выбирать из них, как именно ему лучше всего отдыхать, наполняться, расслабляться, удовлетворять свои важные детские потребности. Вместо этого его потребности заменены вашими, взрослыми амбициями и тревогами. Возможно, именно из-за них ваш ребенок ходит не в один кружок, а в пять и еще на английский. И ему даже там может нравиться, но ему все равно не хватает времени просто на то, чтобы расслабиться и отдохнуть. И вот тогда ребенок ищет виртуальные способы отдыха, когда вкладываться не нужно, а эффект наполнения есть. Компьютерная реальность, телевизор, а позже алкогольная или нарко-эйфория для этого отлично подходят.
Некоторые родители начинают бороться с этим явлением, не устраняя первопричину, а борясь со следствием. Они запрещают, иногда тотально, любые виды такого наполнения. Чем, конечно, усиливают интерес и тягу ребенка, который будет искать, и видеть вокруг другие возможности для этого.
Усиление вашего взрослого контроля за пребыванием вашего ребенка в интернете будет только усиливать его зависимость, ваша помощь в обретении им самим этого контроля, в выращивании и овладении им – это то, что поможет вашим детям не формировать зависимость, а хорошо управлять собой, даже отдыхая и наполняясь.
Важно понимать, что контроль не формируется за неделю (как того хотелось бы многим родителям), это месяцы, иногда годы, в зависимости от психологической структуры ребенка.
3. В эмоционально не наполненной жизни ваших детей.
Многие родители будут возмущены тем, что им кажется, что их дети имеют все, что только возможно, постоянно вовлечены во что-то. Вот только ребенок, подавленный родителем, будет вовлечен в основном в то, что родитель считает правильным и нужным. И он будет не успевать, а иногда и не будет такой возможности понять, чего же хочет он сам. К тому же родитель, зачастую и сам озабоченный постоянными тревогами о ком-то или о чем-то, и сам будет не уметь наполнять свою жизнь.
Поэтому интернет-зависимость может развиваться как у детей, чьи родители постоянно отсутствуют, живя в ощущении того, что весь мир от них только и ждет подвигов и свершений, того же самого они ждут и от своих детей, не давая им ощутить свою собственную жизнь. Так и у детей, до которых нет, на самом деле, никому никакого дела, до их чувств, внутренних и внешних событий, до их устремлений и переживаний. Их реальность, их окружение таковы, что бегство от реальности – единственный способ пережить одиночество, непонятость, насилие, унижение.
Если в реальности ребенка много активной и увлеченной жизни, интереса, чувств, понимания, драйва, близости, тепла, то мир интернета будет для него не способом бегства от самого себя и той жизни, что он имеет, а всего лишь одним из способов узнавать новое, расширяться, исследовать.
|