|
|
Между первым и третьими годами жизни ребёнка происходит интенсивное развитие его поведения и привычек. Успехи в психомоторном развитии побуждают его обращаться ко всё более комплексным активным действиям, и в основных чертах начинает формироваться его характер и темперамент. Всё чётче проявляются первые контуры личности. Стадии этого развития очень важно знать родителям.
Даже если ребёнок плачет или сердится, нельзя идти у него на поводу. Он должен обладать достаточной свободой, чтобы развивать своб личность, — но в пределах границ, которые ему отведены. Это означает, что нельзя потакать всем его капризам, но не надо и сильно ущемлять его.
Воспитывать — значит устанавливать определённые границы и разъяснять это ребёнку. Мы требуем от наших детей послушания, а это понятие мы иногда неправильно связываем с наказанием.
Послушание — это знание и выполнение приемлемых норм поведения в рамках определённых границ. Результата здесь легче достигнуть собственным примером, чем какого-либо рода внушениями и наказанием.
Отказ от еды не редко является средством испытать родительское терпение. Если ребёнок не хочет есть, не принуждайте его и не браните, но и не предлагайте ему другое блюдо. Если он проголодается, то обязательно поест.
НЕТ, НЕТ И ЕЩЁ РАЗ НЕТ!
Дети быстро привыкают к тому, что с помощью плача и крика можно получить всё что угодно. Если даже желания ребёнка оправданны, то способ, которым они выражаются, должен быть адекватен. Малыш должен уяснить, что получить желаемое можно не с помощью плача и завываний, а лишь тогда, когда это желаемое действительно ему принадлежит. Как только ребёнок перестанет кричать, спокойно, но строго, объясните ему, что вы не обращали на него внимания именно из-за его плохого поведения. Это научит ребёнка не использовать для своих целей и для привлечения внимания старших крик и плач.
В возрасте от 18 месяцев и до трёх лет ребёнок часто ищет повод для конфронтации. Он открывает для себя слово «нет» и чувство себя особенно важным, когда отрицает что-либо. Кроме этого, теперь он разрабатывает целые стратегические планы, чтобы привлечь к себе внимание родителей. Сюда относятся сцены с криком и плачем, целью которых является выпросить что-то у родителей. Чтобы такое поведение не закрепилось, потакать ему нельзя. Родители в такие моменты должны оставаться непреклонными и разъяснять ребёнку, как следует о чём-то просить правильно. Как только он поступит так, удовлетворите его желание.
В возрасте от 1 до 3 лет родители начинают по-настоящему открывать характер своего ребёнка. Разумеется, пока ещё он характеризуется некоторыми особенностями и определённым образом поведения, присущими грудному возрасту, однако именно теперь всё более чётко вырисовываются контуры личности.
На втором году жизни маленькие дети проявляют сильную привязанность ко всем людям, которых знают, в то время как ко всем незнакомым относятся с недоверием и даже страхом.
На третьем году у детей, особенно посещающих ясли, отношение к посторонним людям становится более непринуждённым. На этой стадии у ребёнка развивается также чувство собственности, причём сначала это — неуёмное убеждение, что всё, что он любит, должно принадлежать ему. Для родителей это время не только чудесное, но и весьма напряжённое, особенно если речь идёт о первом ребёнке. Малыш постоянно будет испытывать родителей и ждать, что из этого получится.
Родители должны способствовать развитию личности ребёнка, всегда идти ему навстречу и относиться с пониманием.
Особый темперамент каждого ребёнка начинает формироваться в возрасте от одного года до трёх лет. Даже очень послушные и спокойные дети начинают ясно и недвусмысленно выражать своё мнение. Они ясно дают родителям понять, что именно они хотят и каковы их причуды. Каждый ребёнок по-разному реагирует на определённые ситуации, и обстановка в каждой отдельной семье способствует развитию определённых образов поведения. Внимательное и отзывчивое отношение людей, которые его постоянно окружают, усиливают личность малыша и его мнение принимаются, то он и сам всегда будет готов отплатить ему тем же, иногда — и в интересах других. Эмоциональное равновесие маленького ребёнкадержится на доверии и любви. Возможные проявления ревности и эгоизма, робости или страха в это время вполне нормальны, и они будут быстро преодолены, если родители помогут в этом. Они же должны привить своему ребёнку нормы общественного поведения.
Независимость ребёнка
Примерно на 18-м месяце жизни у ребёнка возникает первая концепция индивидуальности. Он говорит от себя и даже использует при этом своё собственное имя. Ему очень нравится смотреться в зеркало. Теперь он уже захочет сам решать, что с ним будет происходить. Родители должны помочь малышу укрепиться в чувстве своей значимости, но при этом исходить из того, что каждому индивидууму в обществе отведены определённые границы, выходить за пределы которых нельзя. В игре ребёнок может полностью раскрыть свои способности. Родители всегда должны находиться поблизости, но они не должны немедленно бросаться на помощь(если, конечно, ситуация не опасна). Пусть малыш сначала попытается сам справиться с ней. Помогите ему, если это действительно нужно.
Установка границ
Воспитание детей не всегда даётся легко, оно требует взаимных уступок как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Детям необходимо усвоить приемлимые формы общения и нормы поведения, а родители должны последовательно проводить свою линию в процессе воспитания, которая объединяет в себе терпимость и любовь, дисциплину и справедливость. Нам это удаётся, к сожалению, не всегда. Каждая мать и каждый отец — это такая же индивидуальность, как и ребёнок. Поэтому единственно хорошей основой для совместного общения является взаимное понимание. Дети в возрасте двух-трёх лет подвергают испытанию взаимопонимание родителей. Делается это, конечно, не по злому умыслу, а лишь потому, чтобы таким образом точно идентифицировать границы допускаемого поведения. Они словно стараются определить, как далеко они могут зайти.
|