|
|
10 июня 2014 года Людмиле Зыкиной исполнилось бы 85 лет. Для большинства из нас она - один из символов России.
Яркий пример, когда «народная артистка Советского Союза» – не звание, а констатация факта. Шесть миллионов экземпляров пластинок – это не просто успех, это любовь. Советская эстрада не знала недостатка в выдающихся исполнительницах народной песни, хотя концертный вариант жанра в те годы звучал предельно академично. Но Зыкина стала не первой среди равных – единственной, в чьем творчестве произошло абсолютное совпадение репертуара, облика и интонации. Рассказывают «Новости культуры».
«Лучше всего я пою, когда влюблена», – не раз повторяла Людмила Зыкина. Ответом ей была любовь миллионов слушателей. По собственным подсчетам певицы, она объехала весь Советский Союз не менее шести раз. Была на гастролях почти в ста странах – ей аплодировали Чарли Чаплин, Фрэнк Синатра и Ван Клиберн. На западе Зыкину называли «Мисс Волга».
Галина Журавлева (Журга), певица, лауреат премии «Шансон года»: «Людмила Георгиевна была для меня недосягаемой глыбой. Я ее помню с детства, естественно, лично я ее не знала, видела по телевизору. Тогда она олицетворяла для меня женщину-Родину. Она с такой душевной теплотой исполняла песни! Что бы она ни пела, ты всегда оказывался внутри песни, проживал ее. Она давала какое-то невероятное ощущение защищенности, благодаря своей личностной мощи, своей фактуре, манере исполнения, таланту.
И я уверена, что Людмила Георгиевна была очень добрым человеком. Вы посмотрите на записях в ее глаза, сколько во взгляде любви к людям, тепла, она будто укутывала зрителя в знаменитый пуховый платок. Конечно, время, когда Зыкина в хорошем смысле слова царила на сцене, диктовало свои правила. Тогда не было большого интереса к самобытному русскому фольклору, а может это направление специально не развивали. Но стоит отметить, что Людмила Георгиевна с большим певческим и актерским мастерством, достоинством исполняла стилизованные под народные авторские песни. Это говорит об уровне профессионализма. Ей верили люди, ее любили и любят до сих пор».
«Она была русской до мозга костей, – говорит народный артист СССР Иосиф Кобзон. – И не было уголка в России, где бы не любили Зыкину. К ней относились, как к иконе, когда мы ее слушали, мы плакали».
Для нее писали Фельцман и Пахмутова, Хренников и Щедрин. Глубокому зыкинскому контральто были подвластны и вокально-симфонические произведения.
«В ней было очень много заложено музыкальности, – вспоминает народная артистка СССР Елена Образцова. – Она пела широким мощным звуком и она обладала пьяно, и она была очень хорошим педагогом и давала безумное количество концертов. Она не могла отказаться от того чтобы нести людям радость».
Она любила репетировать на природе. Была большой труженицей: добиваясь идеального звучания фразы, могла петь ее по 300 раз.
«Мы выверяли каждый такт и каждую фразу, – рассказывает музыкант Русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г.Зыкиной Виктор Кормаков. – Готовой программы у нас не было, подложено было песен 40, она выходила в зал смотрела, какая публика, как реагирует и пальцами сзади показывала – первый номер, третий номер».
Для своих подопечных она станет не просто худруком – второй мамой. Артисты вспоминают: певица учила их, что главное на сцене – кураж и внешний облик.
«Ее костюмы – это просто произведения искусства, – говорит директор – художественный руководитель Русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г.Зыкиной Дмитрий Дмитриенко. – Людмила Георгиевна – это был вообще не только талант, но сила, величие, мощь, удивительная энергетика, созидательная, прежде всего».
Много занималась благотворительностью, восстановлением православных святынь. К ней шли за советом: знакомые и незнакомые. Ведь Зыкина никогда не фальшивила – ни на сцене, ни в жизни.