1269

Во все времена, с тех пор как человек впервые сел за руль автомобиля, высоко ценились опытные автослесари. Сегодня эта сфера является одной из самых перспективных для представителей рабочих специальностей, так как заработок хорошего «врача для машин» значительно выше, чем зарплата офисного планктона. При этом в Забайкалье сегодня наблюдается значительная нехватка слесарей и механиков с приставкой «авто», что рождает большой спрос у работодателя и повод для многих задуматься о выборе будущей профессии.

Говорить о том, что в ближайшие 100 и более лет отпадёт надобность в ремонте и обслуживании автомобилей — не приходится. Количество машин на российских дорогах год от года неуклонно растёт. Так, по информации УГИБДД Забайкальского края, по данным на 1 января 2014 года в регионе насчитывается 372,2 тысячи транспортных средств — прирост за год составил 5,4 тысячи.

Автомеханик и автослесарь — кто главнее?

Раз растёт число машин, растёт и потребность в квалифицированных автослесарях и автомеханиках.К слову, несмотря на то, что эти две профессии во многом схожи, у них есть и некоторые отличия.

Итак, автослесарь — это рабочий, который должен осуществлять диагностику и ремонт двигателя,ходовой части автомобиля, наладку или замену узлов и агрегатов машины, замену технических жидкостей, шиномонтажные работы, регулировать развал и схождения колёс. В идеале, один автослесарь должен уметь делать всё это сразу, на практике же он обычно специализируется на одном, двух профилях, но об этом позже.

Автомеханик — это тоже рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобилей,а также осуществляющий контроль над их техническим состоянием с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как динамометр, автосканер launch x431 pro. Спектр его профессиональных функций очень широк.

Как утверждают специалисты, механик управляет автослесарем в большинстве случаев, то есть он непосредственный начальник. По своей сути автомеханик знает, где крутить и как крутить, а вот автослесарь — только как крутить. Зачастую автослесари занимаются ремонтными работами, а автомеханики дают разнарядку на ремонт и контролируют его ход.

Наверное, поэтому учиться по профессии «Автомеханик» забайкальцы идут охотнее, чем на специальность «Слесарь по ремонту автомобиля», да и возможностей для обучения больше. По данным отдела профессионального образования краевого министерства образования на 1 апреля 2014 года, в регионе обучаются 429 автомехаников, причём в 10 учебных заведениях, начиная от профессиональных училищ Балея и Борзи и заканчивая техникумами Красного Чикоя и Краснокаменска. В 2013 году приём на данную специальность составил 243 человека, выпуск — 128.Трудоустроились, правда, только чуть более половины выпускников — 52%.

Как оказалось, слесарей по ремонту автомобиля обучают в Забайкалье только в читинском профессиональном училище №33. Там по состоянию на 1 апреля обучалось лишь 29 человек, приём в 2013 году составил 75 человек, выпуск в тот же год — 84, трудоустроены – 31 или 37% от числа выпускников.

Понятно, что в большинстве случаев, когда выпускник ПТУ приходит устраиваться на предприятие или СТО, грань между слесарем по ремонту автомобиля и автомехаником в какой-томере стирается — для удобства их просто называют автослесарь, а потом уже по профилю работы.Определяющими понятиями остаются — умение работать, обучаемость и желание трудиться. Тем удивительнее наблюдать, что при показателях трудоустройства в 52 и 37 процентов, потребность в рабочих кадрах по отрасли «Транспорт и связь» в Забайкальском крае на данный момент составляет более 600 человек — почти в три раза больше, чем число выпускников 2013 года по специальностям«Автомеханик» и «Слесарь по ремонту автомобиля».

И если какой-нибудь автослесарь скажет вам, что сидит без дела, потому что работы нет — не верьте ему. По информации краевой службы занятости населения, за 2013 год от работодателей,ищущих специалистов в сфере ремонта и обслуживания автомобилей, было заявлено 669 вакансий.Из них 351 вакансия — по Чите. Трудоустроены с помощью службы занятости были 70 человек.Возможно, многие из тех, кто был записан в центре занятости, нашли работу своими силами.Средняя заработная плата, заявленная работодателями, составляла 11,8 тысячи рублей. Очевидно,что она резко отличается от реального заработка, и, скорее всего, имеется в виду голый оклад.

Оклад — пройденный этап

«Востребованность автослесарей в стране большая, однако настоящих специалистов в этой сфере — очень и очень мало», — рассказывает руководитель СТО «JapanTrek» Андрей. — «Главные требования, которые предъявляются к новым сотрудникам, это, конечно же, техническое образование, умение взаимодействовать в коллективе, трудолюбие, желание зарабатывать. Человек должен любить свою работу, чтобы он душой переживал и чувствовал ответственность за то, что делает. По этой специальности нужно физически много работать, ну и, порой, приходится задержаться допоздна. Иногда люди с районов края машины привозят, им нужно уехать именно сегодня и мастера остаются на СТО и до 11 и до 12 вечера, чтобы как можно быстрее отдать отремонтированный автомобиль».

По словам Андрея, у автослесаря всегда есть возможность повысить свою квалификацию: «Один мастер, например, специализируется на замене коробки переключения передач, а другой умеет менять только подвеску, а третий и подвеску, и коробку, плюс ещё ловко пользуется сварочным аппаратом, диагностическим прибором. Соответственно всё это сказывается на его зарплате — один получает 20 тысяч рублей, другой 50 тысяч».

Многие представители автосервисов сходятся в едином мнении, что наиболее востребован среди автомастеров профиль «Автоэлектрик». Говорят, что молодых автоэлектриков в Забайкалье сегодня практически не встретить, в основном — это мужчины в возрасте за 40 лет. К сожалению, многие из них подвержены вредным привычкам, и речь вовсе не о курении.

«Если человек нормальный, с желанием работать и без каких-то страшных вредных привычек, если разбирается в автоэлектрике, то он очень хорошо зарабатывает. На своём опыте знаю, у кого есть предпринимательская жилка — они сами на себя работают, нанимают людей и создают свои цеха. В сфере ремонта автомобилей на самом деле большая текучка, потому что у многих есть желание получить деньги, а работать мало кто хочет. Но те кто трудятся — меньше 30 тысяч не получают.При этом всё оплачивается сдельно. Как раньше было при СССР с фиксированными окладами — так не получается, этот этап пройденный и абсолютно мёртвый. Ты сделал что-то, вот за это и получил определённый процент. Только на таких условиях. Те, у кого есть стимул, желание работать, никуда не уходят и зарабатывают хорошие деньги», — добавляет Андрей.

Дорога на завод

Работа по специальностям автослесарь и автомеханик, а также по сопутствующим специальностям,связанным с автохозяйством, в Забайкалье не ограничивается одними только станциями техобслуживания. В крае сегодня существует немало крупных предприятий, где очень ждут как опытных, так и молодых, но обучаемых, специалистов.

По словам начальника отдела кадров 88 Центрального автомобильного ремонтного завода (88 ЦАРЗ) Татьяны Комаровой, на сегодняшний день на предприятии открыто около 30-35 вакансий слесарей.

«В первую очередь, мы испытываем нужду в слесарях по ремонту электрооборудования автомобиля(автоэлектрики — А.С. ). Нужны также слесари по ремонту тормозной системы, агрегатов — особенно рулевое управление, но тут нужен специалист не менее 5 разряда. В рамках Союза машиностроителей у нас постоянно ведутся переговоры с Забайкальским государственным университетом, Читинским политехническим колледжем, ЧТОТиБом, Забайкальским государственным колледжем, и уже есть подвижки. Они с нами уже заключают договора о том, что в 2015 году мы будем готовить специалистов совместно, в том числе на базе нашего завода. То есть практические занятия будут проходить здесь», — отмечает Татьяна Комарова.

По её словам, 88 ЦАРЗ никому не отказывает в приёме на производственную практику. Пожалуй, это самый действенный способ не только обучить специалиста, к которому приставляют опытного мастера, и постараться заинтересовать его работой на предприятии. Но не всё так безоблачно.

«Текучесть кадров у нас имеется. Молодые ребята, которых только обучим, уходят работать акакое-нибудь СТО. Но есть и те, которые остаются. При приёме на работу мы им сразу объясняем,если вы согласны работать сдельно — пожалуйста. Мы к тому и идём, уходим от должностных окладов, нам самое главное, чтобы человек был заинтересован в конечном результате — качестве и количестве проделанной работы. Такая политика — слесарь должен быть на сдельной форме оплаты труда. Меньше 20 тысяч он точно не получит, и чем лучше будет трудиться — тем больше заработает», — добавляет начальник отдела кадров.

Татьяна Комарова рассказала также о том, что 88 ЦАРЗ планирует в скором времени открыть первый цех, где будут ремонтироваться бронемашины: «Сейчас идёт подготовка, мы туда будем принимать квалифицированных сварщиков, которые могут варить броню, очень хороших автоэлектриков. А значит появятся новые вакансии».

***

За последние 20 лет с момента развала Советского Союза рабочие специальности неоправданно утратили свою привлекательность. Долгое время школьников уверяли, что они просто обязаны поступить в вуз, а если нет, то ПТУ неизбежно, а значит всё — успеха от жизни можно не ждать.Поэтому сегодня так много юристов, экономистов и очень мало настоящих автослесарей,автомехаников, автоэлектриков, которые, как видно, в последнее время были сильно недооценены,но при этом сегодня доказали, что своим трудом могут заработать не только на хлеб, но и на хлеб с красной икрой. Для этого нужно, конечно же, много трудиться, помимо образования освоить как можно больше специальностей, расширять свой профиль, ответственно относиться к работе и тогда успех гарантирован. Ну, а рабочие места для таких специалистов будут всегда — доказано.

Дата публикации: 23 июня 2014 в 16:24