|
|
Основным конкурентным преимуществом одежды российского производства граждане считают ее низкую стоимость (43%), а вот к ее слабым сторонам россияне в первую очередь отнесли узкий ассортимент (39%). Также выяснилось, что россияне чаще всего покупают отечественный текстиль, а вот изделия из кожи предпочитают приобретать зарубежных брендов.
По заказу Минпромторга исследовательский холдинг Romir провел исследование потребительского поведения в отношении продукции и предприятий легкой промышленности с целью выяснить конкурентные преимущества отечественных товаров. В опросе приняли участие порядка двух тысяч человек разных возрастных категорий из крупных городов России.
Чуть более половины респондентов (54%) положительно оценивают качество одежды российского производства, однако среди молодежи (18–24 года) такого мнения придерживается всего 24%.
Конкурентными преимуществами одежды российского производства перед иностранной является низкая стоимость (43% поставили ее на первое место в рейтинге преимуществ и 28% считают основным плюсом), а также хорошее качество (40% и 30% соответственно).
Вероятность покупки российских товаров легпрома значительно выше по категории «текстиль» — 79% респондентов намереваются покупать полотенца, кухонный текстиль и столовое белье отечественного производства.
Более половины опрошенных считают, что на российском рынке достаточно одежды и обуви по доступным ценам (55% и 53% соответственно).
Основными причинами покупки товаров иностранного производства для большинства категорий граждан стали неудовлетворительное качество и дизайн отечественных товаров, а также безуспешный поиск подходящей продукции российского производства.
По мнению респондентов, обувь российских производителей в первую очередь уступает зарубежной по ассортименту и дизайну (29% отметили в качестве слабых сторон узкий ассортимент, 28% — неинтересный, несовременный дизайн). К слабым сторонам одежды российского производства 39% также отнесли узкий ассортимент.
Среди товаров иностранного производства россияне чаще всего покупают изделия из кожи — 42% из числа купивших сумки и портфели отдали предпочтение зарубежным брендам. Россияне также охотнее покупают женскую и мужскую одежду и обувь зарубежных брендов, нежели российских, а детские товары в этих категориях чаще приобретают отечественные.
Две трети россиян (63%) в целом поддерживают идею введения школьной формы в российских школах, 18% придерживаются противоположной точки зрения.
К сожалению, наши соотечественники мало знают о российских дизайнерах и производителях продукции легкой промышленности. Так, только треть респондентов (35%) смогли назвать производителей одежды, 22% смогли вспомнить хоть одного производителя домашнего текстиля и только 12% — кожгалантереи.
По мнению статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова, исследование показало, что одним из факторов выбора товаров российского производства является потребительский патриотизм.
— Сейчас в условиях жесткого давления зарубежных стран мы наблюдаем довольно интересный эффект: покупатели принципиально останавливают свой выбор на российских товарах, тем самым демонстрируя проявление ответственного национального самосознания. Стереотип, который достаточно долго владел умами российских покупателей, что импортный товар более качественный, более модный, кажется, начинает таять на глазах. Сейчас самый удачный момент, чтобы развивать национальную индустрию легкой промышленности и актуализировать продвижение продукции отечественных производителей, — отметил Евтухов.
По его словам, ведомство реализует ряд конкретных мер, начиная от финансовой поддержки отечественных производителей, заканчивая имиджевой. Пример последней — продвижение портала в сети интернет в качестве коммуникационной площадки участников отрасли и потребителей, где предусмотрен раздел виртуального шоу-рума производителей. Планируется создание специального раздела портала, который будет посвящен продукции производителей кожгалантереи. В прошлом году Минпромторг реализовал масштабный проект #OpenRussianFashion.
— На мой взгляд, мы нашли удачное название «Открой российскую моду». Этот проект, направленный на продвижение российских брендов за рубежом, стал первым подобным опытом в истории российской моды. Его основная цель — помочь молодым талантам преодолеть границы российского рынка, демонстрируя высокий уровень качества и креативности нашей моды, а также дать возможность российским производителям открыть новые рынки сбыта, — добавил Виктор Евтухов.
Гендиректор псковской швейной фабрики «Славянка» Елена Косенкова отметила, что сегодня одна из основных проблем российского рынка легкой промышленности — нехватка пропаганды лучших отечественных товаров и производителей. По ее словам, именно недостаток информации у целевой аудитории о лучших российских брендах мешает предприятиям развернуться — активнее выходить на новые региональные и столичные рынки, создавать новые рабочие места.
— Считаю, что обязательно должна присутствовать государственная поддержка в плане продвижения нашей продукции, к тому же бюджет на рекламу отечественных товаров предусмотрен. К примеру, это могут быть сюжеты о предприятиях с многолетней историей и их товарах, чтобы потребитель узнал, что в нашей стране есть достаточное количество фабрик, продукция которых не просто доступнее по цене, но и не уступает по качеству лучшим зарубежным брендам. Если говорить о западных марках, то мода на них создавалась столетиями целыми династиями, а у нас традиции производства начали активно возрождаться лишь после перестройки, — отметила Косенкова.
Она также добавила, что сегодня, когда в стране сложная ситуация, производители одежды прикладывают огромные усилия, чтобы по возможности сдерживать цены на свою продукцию, не снижая при этом качество, поэтому о расходах на пиар сегодня и речи не идет.