1216

Харьковская хореографическая школа приглашает детей и взрослых в чудесную страну, где обитают феи, русалки, эльфы и на далекие острова, где живут темпераментные индейцы и алчные пираты.Харьковский национальный театр оперы и балета имени Лысенко вместе с Детским балетным театром презентует премьеру нового сезона — балет-сказку «Питер Пэн».

На большой сцене харьковской оперы 1 ноября будет представлен балет-фэнтези в исполнении юных артистов единственного в Украине Детского балетного театра. Спектакль создан по мотивам известной истории английского автора Джеймса Барри о мальчике, который хотел навсегда остаться в стране Вечного Детства. «Питера Пэна» уже ставили на мировых сценах, но в детском театре будет все по-другому.

— У нас своя, оригинальная идея. Книга переделана под балетный сюжет, — рассказывает педагог-хореограф Харьковской хореографической школы балетмейстер-постановщик спектакля Ирина Шепеленко. — Балет — искусство без слов, и чтобы зрителю был понятен сюжет, нужно передать его движениями и эмоциями. 

Спектакль обещает быть масштабным: в нем принимают участие более 140 юных танцоров Харьковской хореографической школы. А выросло грандиозное шоу из идеи на обычный камерный выпускной экзамен, которые традиционно проходят на сцене хореографической школы при переходе танцоров из младшей школы в средние классы. Сначала, по словам Ирины Шепеленко, предполагалось, что в небольшом экзаменационном спектакле примут участие три ее выпускных младших класса — около 60 маленьких артистов. Однако директор хореографической школы, художественный руководитель Детского балетного театра Наталья Ржевская приняла решение расширить идею и сделать спектакль с размахом, чтобы в нем участвовали не только восьмилетки.

 

Партию Питера Пэна исполняет 18-летний артист балета ХНАТОБа Евгений Гречаный, остальные роли достались детям из хореографической школы. Самым маленьким артистам всего по шесть лет, и у них ответственная роль желудей. В балете десять желудей: они кувыркаются, листочки (девочки постарше) их подхватывают, танцуют с ним дуэты. 

Сто сорок маленьких артистов в одном спектакле — это гигантский труд.

— Мы репетируем по группкам, все сцены отдельно, — делится балетмейстер. — Я как постановщик показываю, ставлю, педагоги-репетиторы присутствует рядом, затем репетируют со своими группами в отдельных классах. Потом мы объединяемся группы, выстраиваем сюжет и вызываем группы на репетиции. Перед спектаклем сделаем две генеральные репетиции со всеми участниками спектакля.

Несмотря на нежный возраст, актеры Детского балетного театра могут похвастать немалым опытом на большой сцене. 13-летняя Валерия Булах занимается балетом с шести лет. Фея Динь-Динь в «Питере Пэне» — уже не первая роль маленькой балерины. В «Золушке», например, она танцевала Морского Конька, Золотую Рыбку, черную жемчужину, а в «Белоснежке» играла разных зверюшек, куклу и даже была чашечкой. 

— Роль феи немного перекликается с моим характером. Настроение у нее меняется так же быстро, — смеется Лера.

14-летняя Настя Мильяченко — уже лауреат международных конкурсов. На счету юной балерины — Мальвина в «Пиноккио», Белоснежка в «Белоснежке». В нынешнем премьерном спектакле Насте достались сразу две роли — Тени Питера Пэна и дикой тигрицы.

— Тень Питера Пэна — настоящая шалунишка: очень шустрая — даже шустрее, чем ее хозяин — и пытается в танце от него сбежать. А он все хочет, чтобы она была рядом. Я хорошо себя чувствую в этой — я тоже веселая и шустрая. Партии Тени и Тигрицы очень разные, но нам часто приходится играть в спектакле по две-три роли, мы умеем довольно быстро перевоплощаться. 

14-летняя Василиса Баранник — тоже балерина с немалым стажем, в новом спектакле она исполняет роль Вэнди.

— В моем образе главное — быть нежной, заботливой и трепетной, донести до зрителя этот образ, рассказать, что надо заботиться о шалунишке Питере Пэне. В моей роли много сложных поддержек, но я не волнуюсь. Полностью полагаюсь на своего партнера, — говорит актриса.

— «Питер Пэн» — девятая большая постановочная работа, которую представляют маленькие артисты хореографической школы на сцене ХНАТОБ, — рассказывает Наталья Ржевская. — Это очень красочный и масштабный спектакль, который мы решили в новом формате балета-фэнтези. Художник спектакля Надежда Швец создала совершенно неожиданную для нас атмосферу спектакля, которая произведет на зрителя неизгладимые впечатление. 

В оригинальном творческом проекте использованы новые формы и приемы сценографии. С помощью вмонтированного в декорации проектора родился новый визуальный эффект.

— Этот прием мы используем впервые, — говорит Ирина Шепеленко. — Изображение проектора на заднике кулисы создает атмосферу спектакля, не мешая происходящему на сцене. Думаю, что синтез получился очень удачным. Благодаря проекции на сцене меняются картинки в зависимости от того, что происходит на сцене. В сцене с пиратами на заднике появляется корабль, качающийся по волнам, в сцене с индейцами — вигвамы с дымком от костров, в сцене с русалками — лагуна, морские глубины, сквозь которые просвечивает солнечный свет.  Вигвам купить пришлось для постановки этой части спектакля.

Директор ХНАТОБа Олег Орищенко откликнулся на предложение поставить «Питер Пэн» моментально, говорит Наталья Александровна: детской хореографической школе помогли создать в мастерских театра декорации, сделать для сцены необходимый свет — словом, создать все условия для маленьких актрис и актеров на пуантах.

Дата публикации: 18 ноября 2015 в 16:25