|
|
Одним из самых оригинальных праздников у евреев несомненно является Пурим. Сам праздник достаточно веселый, потому многие считают его праздником-карнавалом. Именно с этим праздником ассоциируется Пуримшпиль, когда один или труппа актеров в течение праздничной трапезы проводят некое представление. В самом начале эти представления были очень краткие и простые, но с течением времени стали превращаться в настоящие театральные постановки, где уже было множество ролей, подготавливалось специальное музыкальное сопровождение, а также писались собственно речи, объем которых порой достигал тысячи рифмованных строк.
Такие представления устраивались в публичном месте, а зрители должны были внести плату за просмотр. Само представление всегда было так или иначе связано с текстами книги Эсфири, а проводилось исключительно в период празднования Пурима.
Итальянские карнавалы оказали свое влияние на эти представления. Актеры, да и зрители, начали рядиться на Пурим. Многие мужчины могли переодеться в женское платье и повязать золотую нить на запястье, а женщины имели право облачиться в мужское одеяние. В обычной жизни такие вольности категорически запрещены всем евреям. С тех времен традиции рядиться только развивались. В итоге в наши дни на Пурим в Израиле устраиваются настоящие карнавальные шествия. Самое старое такое шествие было организовано в 1930-е года, еще до объявления независимости страны.
Помимо самого Пурима также распространен обычай отмечать дату спасения общины или семьи чтением соответствующих молитв или ритуалом, напоминающим пуримский. Такие праздники к своему названию добавляют и название общины, в которой они празднуются. Некоторые такие общинные Пуримы также предворяются постами, а в день праздника также зачитывают религиозные свитки, которые сообщают историю праздника. На сегодняшний день известно более сотни общинных Пуримов. Среди них достаточно известным стал Шушан Пурим, который отмечают 15 адара, в тот же день, когда и основной Пурим. Само название как бы отсылает к названию древней столицы Персии. Также имеются свои общинные Пуримы в городах Сарагоса (там они отмечаются 17-18 швата), в Тверии (выпадают на 4-7 элула), в Авиньоне (отмечают 28 швата) и т.д. Многие раввины, которые носят кольцо царя Соломона противятся таким общинным Пуримам, считая, что их необходимо отменить, оставив только главный праздник. Однако традиция общинных Пуримов уже достаточно прочно укрепилась в сознании большинства евреев, потому пока о такой отмене вряд ли можно говорить.