1936

Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос о том, как взрослые россияне относятся к игрушкам. Две трети взрослых россиян (67%) помнят, какая игрушка была у них в детстве самой любимой. Больше всего об игрушках вспоминают молодые люди (75%), люди с высшим образованием (80%), москвичи (73%), а также женщины (72%).

Показателен перечень любимых игрушек – это не просто куклы Кати, Тани и Маши, мягкие игрушки, машинки, военная техника и солдатики. Некоторые воспоминания несут на себе особенно четкий отпечаток времени. Женщины постарше вспоминают пупсиков, ходячих кукол или мечту любой советской девчонки – немецкую куклу («кукла ГДР-овская, которой ни у кого больше не было» «детская немецкая кукла-пупс», «германская кукла»), а вот молодые участницы опроса уже говорят о Барби. Мужские воспоминания о любимых игрушках детства также имеют приметы прошлого («конь деревянный на палке», «броневик», «железный танчик», «оловянные солдатики», «набор кубиков из Риги», «чижики – сами делали»; «игры – лапта»; «машинка “Победа”», «крокодил Гена», «луноход»). 

Респонденты нередко вспоминают простые и трогательные самодельные игрушки («кукла, сделанная из полотенца льняного»; «деревянная самодельная кукла»; «мама сшила куклу из тряпок, «большой самодельный деревянный автомобиль грузовой – отец сделал»; «самодельный парусный катер», «экскаватор брат сделал из дерева»; «самодельный самокат», «свистулька, сделанная папой из дерева»). Ответы россиян старшего возраста нередко соответствует метафоре «трудное детство – деревянные игрушки» («была война – игрушек особо не было»; «раньше было все деревянное»; «у нас игрушек в деревне не было вообще», «колесо от телеги – гоняли по деревне»).

Чуть более половины респондентов считают, что нынешние игрушки лучше, нежели игрушки времен их детства (57%). Они утверждают, что сегодня выбор шире («каких только нет»; «игрушек много, на любой вкус и цвет» – 26%), игрушки ярче и красочнее («более интересный дизайн»; «внешний вид лучше»; «всем – и красивее, и наряднее» – 21%), они более технологичны («более продвинутые»; «больше выдумки: двигаются, разговаривают, управляются дистанционно» – 9%), больше ориентированы на развитие детей («поучительней»; «развивают больше память»; «сейчас игры рассчитаны на интеллектуальное развитие детей» – 6%). 
Однако почти каждый четвертый респондент (27%) убежден в том, что современные игрушки хуже прежних, поскольку сделаны из плохих материалов («в них много разной химии» – 10%), не отличаются высоким качеством («раньше намного качественнее делали»; «страдает качество при большом разнообразии» – 9%), развивают жестокость у детей («агрессивные»; «бездушные», «страшные игрушки, не добрые, злые, монстры» – 3%).

Социологи также спросили респондентов, имеющих ребенка или внука в возрасте от 2 до 12 лет, о любимой игрушке последнего. На первый взгляд, эти игрушки мало чем отличаются от любимых игрушек родителей: те же куклы (8%), машинки (7%), мягкие игрушки (6%), велосипеды (3%) и конструкторы (1%). Однако показательно присутствие новых имен (куклы Братс и Бэби-Борн, Человек-паук, Лунтик, Черепашки-ниндзя, Смешарики) и новых видов игрушек и игр: прежде всего – компьютеров и игровых приставок (4%), а также мобильных телефонов (1%), роботов-трансформеров (1%).
В целом более половины респондентов (56%) покупали игрушки в течение последнего года, в том числе 13% – в последнюю неделю. Остальные приобретают их реже, а почти каждый десятый (11%) никогда в жизни не покупал игрушек. Приобретают игрушки россияне прежде всего для своих детей или внуков (56%), реже – в подарок детям и внукам своих знакомых (23%). 

Сегодня СМИ нередко пишут о взрослых, играющих в детские игры, – т. н. кидалтах (kid (ребенок) + adult (взрослый). Мы поинтересовались, возникает ли у респондентов иногда желание купить для себя детскую игрушку (мужчин спрашивали о машинках и солдатиках, а женщин – о куклах и мягких игрушках), и если возникает, то поддаются ли они ему. Три четверти опрошенных (75%) заявили, что подобного желания у них в последние годы не было. Лишь 6% респондентов сказали, что покупали для себя детские игрушки (2% мужчин и 9% женщин). Вместе с тем, примерно каждый седьмой респондент (14%) признался, что желание купить детскую игрушку у него возникало, хотя он её и не купил. Среди таковых больше молодых респондентов (20%) и жителей Москвы (27%).

Несмотря на то, что взрослые, покупающие для себя детские игрушки, – это скорее некое исключение из правил, россияне склонны относиться к ним достаточно спокойно. Можно было ожидать, что уж по крайней мере образ мужчины, собирающегося купить игрушки солдатиков и машинки, будет восприниматься негативно большинством опрошенных – в силу явного несоответствия стереотипам мужественности. Однако это не так.

Более половины респондентов (58%) утверждают, что без удивления и осуждения прореагируют, если узнают, что их знакомая женщина покупает для себя кукол и мягкие игрушки. Аналогичным образом восприняли бы поведение знакомого мужчины, покупающего машинки и солдатиков, 50% респондентов. С удивлением, но без осуждения отнесутся к знакомым женщинам и мужчинам, приобретающим игрушки, 25 и 30% опрошенных соответственно. И лишь 6% участников опроса, когда речь идет о женщинах, и 8% – когда о мужчинах, заявляют, что воспримут такое поведение не только с удивлением, но и с осуждением (еще 1% в первом случае, и 2% – во втором, сказали, что не удивились бы, но осудили бы подобные покупки).

Дата публикации: 03 ноября 2013 в 19:31