|
|
В начале текущей недели российские СМИ обошла новость об очередном плачевном исходе родов в домашних условиях. Женщина, ожидавшая двойню, потеряла одного из детей в результате родов под присмотром специалиста центра "традиционного акушерства". Возможным последствиям домашних родов, а также перспективам легализации этой практики в России была посвящена пресс-конференция с участием акушеров-гинекологов из Москвы и Томска, состоявшаяся 26 октября в пресс-центре РИА Новости.
В мероприятии участвовали: президент Российского общества акушеров-гинекологов Владимир Серов, ведущий научный сотрудник Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Роман Шмаков, заведующий отделом неонатологии и педиатрии того же центра Дмитрий Дегтярев, старший научный сотрудник НИИ психиатрии Росздрава Виталина Бурова. В режиме видеоконференции в обсуждении участвовали специалисты из Томской области: заведующая акушерской клиникой Сибирского государственного медицинского университета Татьяна Иванова и замглавврача Областного перинатального центра Валерий Горев.
Домашние роды – постоянная тема ожесточенных дискуссий на "мамских" форумах в интернете. Сообщения о смертях или тяжелых увечьях, причиненных новорожденным и женщинам во время родов в домашних условиях – тоже не редкость. Например, по данным Первого канала, только в Москве за последнюю неделю октября были зафиксированы две смерти младенцев в домашних родах.
Участники пресс-конференции – сотрудники московского Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова и их томские коллеги - призвали журналистов не преувеличивать масштаб проблемы. По их словам, роды вне медицинских учреждений – по-прежнему нечастое явление в России: они составляют чуть более одного процента от общего числа родов в стране. При этом женщин, которые отказываются от обращения в медицинские учреждения по идейным соображениям, еще меньше. Так что, с точки зрения статистики, повода для опасений нет: домашние роды не оказывают серьезного влияния на показатели материнской и младенческой смертности в стране.
По данным Дмитрия Дегтярева, из 122 тысяч родов, зарегистрированных в Москве в течение прошлого года, на домашние роды приходится не более 1,5 тысяч, включая женщин из социально неблагополучных семей, а также рожениц, которых по тем или иным причинам просто не успели довезти до роддома.
Доступность акушерской помощи для большей части населения – ситуация относительно новая, вплоть до XX венка абсолютное большинство жительниц России рожали детей в лучшем случае под присмотром повивальных бабок, в худшем – просто в поле. Младенческая смертность при этом с нынешней точки зрения была поистине чудовищной: по даннымдемографов начала века, до одного года в России не доживала почти треть (298 из 1000) рожденных живыми детей, причем причиной каждой пятой смерти была, как тогда выражались, "врожденная слабость". В 2010 году показатель смертности среди детей до одного года в России по официальным данным составил 7,5 на тысячу родившихся живыми. В 40 раз меньше, чем в начале прошлого века.
Тем не менее, активное меньшинство женщин, которые отказываются от обращения за квалифицированной акушерской помощью абсолютно сознательно, по идеологическим мотивам, существует. В Москве в семьях приверженцев так называемых "естественных" родов рождается до нескольких сотен детей в год. По оценке Владимира Серова, в столице сейчас существуют несколько десятков кружков для беременных, основным направлением деятельности которых является пропаганда отказа от квалифицированного родовспоможения.
Костяк инструкторов в таких кружках, по словам Серова, составляют "недоучившиеся психологи и педагоги", которые запугивают доверчивых слушательниц рассказами об ужасах в роддомах, превознося при этом преимущества домашних родов и обходя молчанием связанные с ними риски. Деятельность эта не бескорыстная: услуги самозваных специалистов в области альтернативного акушерства стоят денег, и часто немалых. С печальными последствиями работы таких пропагандистов врачи, как правило, сталкиваются в тот момент, когда исправить что-либо уже невозможно.
Почему, по мнению "естественников", рожать дома лучше? В первую очередь потому, что роды – не болезнь, а естественный физиологический процесс, который не требует медицинского вмешательства. "При одном условии - если женщина совершенно здорова, - добавляет Серов, - Таких, к сожалению, немного".
Еще один аргумент – пресловутая акушерская агрессия. Врачей часто упрекают в необоснованном назначении лекарств, а также в избыточном применении кесаревых сечений, эпизиотомий и так далее. Кроме того, популярны жалобы на "тюремный режим" в роддомах. Все эти проблемы, по словам участников обсуждения, были поставлены и обсуждаются самим медицинским сообществом, более того, предпринимаются конкретные меры для их решения.
В частности, на борьбу с избыточными медицинскими вмешательствами направлено внедрение принципа информированного согласия пациента, обязательные к исполнению протоколы лечения. Кесаревых сечений в России проводится меньше, чем во многих других странах, более того, в последнее время врачам нередко приходится отговаривать женщин, которые настаивают именно на этом виде родоразрешения при отсутствии медицинских показаний. Что касается условий пребывания в роддомах, то в последнее время они существенно смягчились. Например, не так давно было узаконено право отца или других родственников присутствовать на родах. При наличии доступных индивидуальных родовых залов эта услуга должна быть бесплатной.
В ряде развитых стран роды вне специализированных медицинских учреждений являются достаточно распространенной практикой. На этот счет Роман Шмаков привел следующие данные. В США и Великобритании вне роддомов происходят до 1-2 процента родов, в Австралии - 4, а в Голландии - до 30 процентов. При этом родовспоможение на дому рассматривается как составная часть государственной системы здравоохранения. Роды принимают сертифицированные акушерки, компетентность которых контролируется надзорными органами и профессиональными медицинскими организациями.
Выбирающие такой вариант родоразрешения женщины не выпадают из системы медицинского сопровождения и проходят тщательнейший отбор: домой отпускают лишь тех, кто отнесен к группе низкой степени акушерского риска. При этом все равно учитывается сохраняющаяся вероятность осложнений. Предусматривается все необходимое для срочной эвакуации матери и ребенка в стационар. Для этой цели специально отводятся специализированные реанимобили, находящиеся на постоянном дежурстве и способные доставить женщину в специализированное медучреждение в течение 15, максимум - 30 минут.
В развитых странах предусмотрен и еще один компромиссный вариант – частный роддом, стационарное медучреждение, условия пребывания в котором максимально приближены к домашним, так что роды происходят в комфортной обстановке, при участии мужа и других членов семьи, в зависимости от пожеланий роженицы. Впрочем, повышенный уровень комфорта в таких учреждениях стоит недешево, качество же медицинской помощи в них как правило не отличается от обычных роддомов.
В России условий для создания подобной системы в настоящее время нет. Само участие медработников в родах вне медицинских учреждений не предусмотрено законодательством (если, конечно, речь не идет об экстренной ситуации). Из этого можно сделать вывод о том, что предлагающие услуги по домашнему родовспоможению акушеры либо не являются таковыми, либо сознательно нарушают закон. Кроме того, раз официальной системы родовспоможения на дому нет, то отсутствует и подготовка специалистов, принимающих роды в домашних условиях, нет соответствующих стандартов и протоколов медпомощи, алгоритмов действий в случае наступления тех или иных осложнений.
Срочную доставку в стационар в случае необходимости тоже, как правило, гарантировать невозможно. В Москве этому препятствуют пробки вкупе с нежеланием большинства автомобилистов уступать дорогу "скорой", в других регионах России проблемой являются расстояния, а также низкая оснащенность бригад скорой необходимым оборудованием.
"Если говорить о домашних родах как о структуре в системе здравоохранения, то возможно когда-то это и будет иметь место (в России), но только если это будет государственная программа, включенная в медицинское страхование, если будет программа подготовки сертифицированных профессиональных акушерок, оснащенных аппаратами КТГ и прочим оборудованием. Но есть ли в этом смысл? Роддома в России в настоящее время не перегружены, и вычленять даже группу низкого риска среди беременных для родов дома нерационально", - считает Татьяна Иванова.
Впрочем, действующее законодательство никак не запрещает женщине самой выбирать, где и как она будет рожать ребенка. Но необходимо сознавать и всю меру ответственности за свой выбор. "Мама, которая выбирает родоразрешение дома, без участия профессиональных медработников, кроме своей жизни ставит под угрозу и жизнь своего будущего ребенка. Какими бы ни были физиологичными роды, риск осложнений у новорожденного все равно существует. Фактически ребенка лишают права на оказание профессиональной помощи, если она необходима", - констатирует Валерий Горев.
Стоит добавить, что организаторы и пропагандисты домашних родов ответственности за их последствия как правило не несут. На случай плачевных исходов у "духовных акушерок" существует следующая линия защиты. Если у правоохранительных органов возникают вопросы, "акушерка" заявляет о том, что просто помогала знакомым, оказавшимся в трудной ситуации: роды, мол, начались внезапно, рядом больше никого не было… Факт наличия предварительного договора о родах дома, как и взимание платы за их организацию в таких случаях отрицается. Доказать обратное, даже если у пострадавшей стороны есть такое желание, бывает крайне сложно. А вот разбирательства с полицией, неизбежные в случае, если имеет место смерть ребенка, выпадают на долю самих переживших трагедию родителей.
автор статьи: Михаил Алексеев