|
|
Психологи из Гарвардского университета, Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) и Университета Копенгагена (Дания) выяснили, что даже дети в возрасте до года знают о существовании социальной иерархии. В частности, они могут (ориентируясь на размер предметов) спрогнозировать, кто победит, когда цели двух героев несовместимы.
Специалисты наблюдали за реакцией детей в возрасте от 8 до 16 месяцев, когда те смотрели видео с мультипликационными героями разного размера — большим и маленьким кубиками с нарисованными глазами и ртом. Сначала кубики скакали в разных направлениях, а затем герои встретились на середине пути, мешая друг другу двигаться дальше. После небольшой заминки либо большой, либо маленький кубик кланялся и уступал другому дорогу.
Учёные знали, что дети дольше наблюдают за чем-то, что их удивляет. Эксперимент с видео позволил им проверить эту гипотезу, замерив, как долго ребёнок смотрит на экран, когда происходящее на нём отвечает или не отвечает его ожиданиям.
Как и предполагалось, малыши дольше (около 20 секунд) смотрели видео, когда большой кубик уступал дорогу маленькому, то есть события развивались не так, как они ожидали. Зато когда в сторону отходил маленький кубик, детей это не удивляло, и они уделяли действию в среднем по 12 секунд.
В следующем эксперименте выяснилось, что восьмимесячные дети не могут увидеть необычное в том, что большой кубик уступает дорогу маленькому. Однако малыши в возрасте от 10 до 16 месяцев одинаково демонстрировали удивление, когда дорогу освобождал большой кубик. Это значит, что концептуальное понимание развивается у детей в период с 8 до 10 месяцев.
По мнению психологов, их работа наглядно показывает, что все люди рождаются с пониманием того, что такое социальная иерархия и как физический размер связан с доминированием в обществе.