|
|
(опыт одной мамы)
"Однажды на прогулке с дочкой я услышала разговор двух мам: «Вы слышали о развивающем видео для детей? Моего карапуза за уши не оттащишь! Это так удобно – и у меня появляется свободное время – и он развивается!» «М-м-м, жалко, но нам еще только 4 месяца…» «Вы что! Да там, на упаковке написано – с трех месяцев можно! Я обязательно дам Вам посмотреть!".
Меня заинтересовала эта идея, и первое, что я сделала дома – это набрала в строке браузера «Развивающее видео для детей». Сколько брендов посыпалось на мою голову: «Бэби-Энштейн», «Я все могу!», «Видео-няня», «Профессор карапуз» и прочее-прочее-прочее...
Выбрав для себя несколько DVD – я уж было хотела отправить их в «корзину», но тут меня осенило: «Дай-ка, я сначала проверю отзывы на эту продукцию от детских психологов и педагогов». В наше время глобальной промывки мозгов нельзя пренебрегать помощью профессионалов. То, что я выискала – меня буквально шокировало. Расскажу основные факты вкратце, и надеюсь, моего красноречия хватит на то, чтобы убедить сознательных мам не увлекаться этими «чудо-технологиями».
Итак, поехали:
…поэтому эта волна родительской лихорадки по фанатичному развитию детей с помощью видео, пошла из развитого индустриального государства – Ее Величества Америки. Впрочем, всегда богатой на разного рода сомнительные «инновации». В этот раз они подумали, что ребенок уже с рождения сможет смотреть фильмы, развиваться и обучаться с их помощью.
Итак первопроходцами в этой области стала компания "Бэби Эйнштейн", которая выпускает видеозаписи и мн.другое для самых маленьких. За 2002 год им удалось отмыть с кошельков незадачливых родителей около $170 млн.
Наши бизнесмены с успехом переняли эстафетную палочку. Теперь эти фильмы пользуются большой популярностью и среди российских родителей, судя по их высокому рейтингу продаж.
Забавно, но в той же Америке, Академия Педиатрии (The American Academy of Pediatrics) рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям не достигшим возраста двух лет. Трех-пятилеткам разрешается смотреть "высококачественные детские передачи" не более 30 минут в день.
Вместе с тем, по данным Семейного фонда Кайзера (Kaiser Family Foundation), 59% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят ежедневно перед телевизором в среднем 1 час 22 минуты. (А сколько проводит Ваш малыш?)
Психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн подчеркивает, что «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка». Ведь, как утверждает целый ряд специалистов, нет никаких научных свидетельств того, что просмотр видео имеет образовательную ценность для совсем маленьких… Детское «развивающее» видео – это всего лишь "мягкий способ приучения человека в необычайно раннем возрасте к вредной и опасной привычке".
Мнение физиологов из Всемирной Организации здравоохранения по этому поводу однозначно: категорический запрет демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-х летнего возраста.
Отсюда просится вывод - ни один современный дипломированный педиатр, педагог или психолог ни в одной стране не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста.
Если развивающие видеофильмы вредны, тогда почему же они пользуются бешеной популярностью? Да из-за нашей с Вами лени, Господа Родители! Главный аргумент в «пользу» таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Что сказала та мама? «За уши не оттащишь! Как это удобно…» Отличный рекламный ход для производителя!
И правда: при просмотре ребенок целиком поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Как будто он не видит и не слышит ничего вокруг! Но это не значит, что такое времяпрепровождение развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Все в точности наоборот – и это обратная сторона медали.
Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов - кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия - мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией динамичной рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент - младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком - эффект воздействия был сходным.
Дети, с пеленок привыкшие к такому мозговому штурму, требуют все большей стимуляции. Позднее они уже не смогут жить без неё. Без телевизора они уже не смогут ни есть, ни играть, ни засыпать. Они будут кричать, требуя ещё и ещё фильмов.
Ученые утверждают, что нередко такие дети гиперактивны, еще чаще – с задержкой речевого развития. Маленьких телеманов отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, в дальнейшем и к учебе. Это происходит из-за того, что благодаря «развитию» телевизором они не могут достаточно хорошо концентрироваться на чем-либо, у них наблюдается низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления. Кроме того, как отмечают психологи, в таких детях воспитывается сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, слабая ориентированность на будущее и прочее.
Вашему ребенку уже исполнилось 3 года, и Вы считаете, что он созрел для просмотра детского видео? В этом случае, хотелось бы дать заключительный совет. При выборе DVD-диска, в реальном или Интернет-магазине, обратите внимание на тот факт, прошел ли этот продукт государственную экспертизу.
Ведь в соответствии с ФЗ “О молодежи”, разд. 3, Статьей 14 - «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» над подобными товарами должна проводиться социальная, психологическая, педагогическая и санитарная экспертиза. Исходя из этой статьи, можно говорить о том, что если видеофильмы распространяются при отсутствии такой экспертизы – то это является прямым нарушением основного закона России и наших с Вами прав.
Вот так все серьезно… Лично я, и небезосновательно, отложила идею о развивающем видео – в долгий ящик."
|