Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Однако, недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно научить его как с ней можно играть.

Прежде всего, нужно научить ребёнка снимать и одевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей лучше всего подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Возьмите короткий стержень (высотой не более 20 см.) и поставьте перед ребёнком с нанизанными на него кольцами. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малыша «взять» их. Можно помочь взяться за кольца и повести ручки с кольцом вверх, говоря при этом что-нибудь вроде «Вверх поднимем колечки». Роль стержня могут играть самые разные предметы — ложки, палочки, узкие пластмассовые бутылочки, главное, чтобы вы держали их вертикально. Чем выше стержень, тем труднее снимать с него кольца. Когда малыш научиться справляться с этой задачей, можно учиться одевать кольца на стержень. Подведите ручку ребёнка к стержню, так чтобы кольцо оказалось над ним и скажите «Опускай». Следите, чтобы кольцо было в горизонтальном положении. Часто малышу бывает не так трудно подвести кольцо к нужному месту, как расположить его под правильным углом. После таких совместных упражнений предложите ребёнку снимать и одевать колечки самостоятельно. Когда малыш овладеет этим навыком, можно переходить к играм с пирамидкой.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3—4 колец одного размера. Сначала малыши предпочитают разбирать пирамидку, т. е. снимать колечки с палочки. Нужно научить ребёнка правильно брать кольцо пирамидки пальцами и одевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении правильными действиями желательно сопровождать словами: "Вот так, взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай ещё". Малышу, который ещё не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе. Надев все колечки и колпачок, покажите ему что получилось.

Затем можно игру усложнить, предложив пирамидки с колечками разного размера. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень. От 1 г. 5—6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребёнка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ручкой малыша по неправильно собранной пирамидке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой.

Играя с ребёнком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильной величины, на первых порах можно похвалить его и за это: "Как хорошо ты надеваешь колечки!". Но если ребёнок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к "ровности" пирамидки. "Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведём пальчиком по моей и по твоей." Однако, не следует фиксировать внимания на неудачах и неумелости ребёнка. Лучше чаще хвалить и одобрять его.

От 1 года 6 мес. до 2-х лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребёнку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Для того, чтобы ребёнок учился различать величину колец, можно разложить все кольца вперемежку, и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т. д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из под меньшего.

Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения разных цветов. Для этого игра с ребёнком должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамидок из 3—4 колец разного цвета — одна для Вас, другая — для ребёнка. Предложите малышу, который уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку (то же самое сделайте и со своей). Затем покажите кольцо определённого цвета и спросите малыша: "У тебя есть такое же, красное?" Если малыш ошибётся, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6—7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: "Найди все красные (зелёные, жёлтые) колечки".

При складывании пирамидки важно учить ребёнка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, и на ощупь
узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребёнка 2—3 лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной для ребёнка.

На третьем году жизни можно использовать игры с пирамидкой, в которых под руководством воспитателя участвуют несколько детей (4—6 человек). В этих играх все действия детей выполняются одновременно и по показу воспитателя. Общность решаемой игровой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, малыши лучше осознают свои аналогичные действия. Приведём несколько примеров таких игр.

«РАЗБЕРЁМ И СОБЕРЁМ»

В этой игре дети объединены общей целью — разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий столик, привлеките их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по пирамидке сверху вниз, покажите, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу — самые большие. Предложите каждому малышу так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. После этого, обращаясь к одному из малышей обратитесь к нему от имени игрушки: «Серёжа, сними, пожалуйста мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом: «Катенька, сними моё самое маленькое колечко», «А теперь Саша, сними моё самое верхнее колечко» и т. д. Так постепенно игрушка разбирается, перед каждым ребёнком на столе лежат колечки, а в ваших руках остаётся пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры.

Обратитесь к детям от имени пирамидки: «Надоело палочке одной стоять, ей холодно без одежды и позвала она колечки домой. У кого моё самое большое колечко!» Если никто не отвечает, обратитесь к ребёнку с самым большим кольцом: «Отдай мне своё самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш оденет своё кольцо, обратитесь к следующему ребёнку с той же просьбой: «Отдай моё большое колечко». Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. После этого игру начинают сначала.

Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравится малышам. Ребёнок знает, что будет делать дальше и знает, что будут делать его сверстники, а значит лучше осознаёт
свои действия. Кроме того преобразования внешнего вида пирамидки, которые происходят у него на глазах и при его активном участии, наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости, что способствует развитию умственного плана.

Самое главное при проведении этой игры — увлечь детей её содержанием и совместным решением общей задачи. Если у какого-либо ребёнка пропадёт интерес к игре, предложите ему заняться чем-то другим и пригласите на его место другого желающего.

«ПРИХОДИТЕ НА ЛУЖОК»

В этой игре дети учатся сравнивать и различать колечки по величине. Каждый участник игры должен выбрать колечко той же величины, что и наглядный образец. Игра носит характер забавы. Колечки как бы одушевляются и наделяются живым характером — играют и забавляются на лужке.

Для этой игры нужны одноцветные пирамидки по числу участников (5—6 человек). Одну из пирамидок оставьте себе. Кроме того потребуется картонный круг, диаметром 15—20 см, окрашенный в зелёный цвет.

Усадив детей за столик и раздав всем по пирамидке, положите зелёный круг на середину стола. «Это у нас будет лужок с зелёной травкой, на который будут приходить колечки, чтобы поиграть».

Предложите детям по своему примеру разобрать свои пирамидки и выстроить колечки ровными рядами на столе. Так колечки «отдыхают». Затем возьмите самое маленькое колечко своей пирамидки и положите его на середину круга и пригласите детей «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок». Объясните, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки, такие как ваше. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их по окружности лужка. Помогите им красиво и ровно разложить разноцветные колечки, вместе с ними полюбуйтесь получившимся узором. Накладывая колечки на образец в центре, предложите детям проверить, все ли колечки одинаковые. Убедившись, что на лужок пришли именно те колечки, можно поиграть с ними — пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся и соберутся вместе. Потом маленькие колечки возвращаются домой отдыхать, а на лужок приглашаются другие, побольше. Можно предложить одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр круга. Вместе с детьми повторите тот же текст «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок». С вашей помощью каждый ребёнок находит у себя колечко такой же величины и ставит его в общий хоровод. Игра
повторяется. Все участники по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зелёного круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.

В этой игре дети осваивают приём сравнения предметов путём накладывания друг на друга, который очень важен для развития глазомера. В то же время нельзя превращать игру в простое упражнение. Постарайтесь как можно более живо и разнообразно проводить игровые действия с колечками. Эмоциональность и фантазия воспитателя здесь, как и в большинстве других игр, имеет решающее значение.

«СОЛНЫШКО»

Эта игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов, независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и её положения в пространстве, соотношение величины колечек остаётся неизменным. Игра проводится с небольшой группой — 5—6 человек. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу воспитателя. Для игры нужны одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числе участников, включая воспитателя. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, нужен оранжевый картонный круг.

Дети садятся вокруг общего стола и каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола располагается картонный круг. После этого Вы обращаетесь к детям: «Вот стоят пирамидки и на вас смотрят. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, снимите колпачок со своей пирамидки и поставьте к краю стола. Затем предложите снять верхнее колечко (обратите внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него — следующее. Когда все колечки будут сняты и разложены на столе в порядке возрастания величины, постарайтесь подравнять ряды колечек, чтобы получились ровные лучи, исходящие из центрального круга. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от центра-круга и сужаются по краям стола. Обратите внимание на то, что получилось солнышко с разноцветными лучами, причём каждый сделал свой лучик. Полюбовавшись солнышком спросите: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Давайте позовём колечки домой и опять поставим их как раньше! Какое колечко позовём сначала?» Напомните, что внизу у основания пирамидки всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и одевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое» и т. д. Так, действуя по образцу, дети собирают свои колечки по убывающей величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки гуляют, прыгают кружатся в руках детей, потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется.

Возможно при повторных проведениях игры Вам уже не придётся каждый раз подсказывать величину нужных колечек — дети научатся выбирать их сами, в чём собственно и состоит цель игры. Эта игра хорошо отвечает возрастной потребности малышей действовать с предметами и управлять ими. Преобразования пирамидки, которые они самостоятельно осуществляют, обычно очень им нравятся.

Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004

 

 

Другие Интересные Новости:

Дата публикации: 11 ноября 2013 в 22:38
Автор: Муми Мама